20.07.2022 / 19:07

Экологические хроники войны. 19 и 20 неделя.

  • Евросоюз фактически признал газ и атомную энергетику в качестве «переходных». Это увеличит энергетическую зависимость Европы и может создать основания для новых конфликтов.
  • Представленные планы «зелёного восстановления» Украины после войны вызвали резкую критику экологических организаций.
  • Вторжение России в Украину уже привело к крупномасштабной экологической и техногенной катастрофе в Луганской области. Оно приводит к уничтожению как пшеничных полей, так и лесов.

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Spotify

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Google Podcasts

Послушать подкаст "Экологические хроники войны" на Apple Podcasts

  • Евросоюз фактически признал газ и атомную энергетику в качестве «переходных». Это увеличит энергетическую зависимость Европы и может создать основания для новых конфликтов

Как стало известно 6 июля, Европарламент не наложил вето на решение Еврокомисии о включении газа и атомной энергетики в Зелёную таксономию в качестве «переходных» видов электроэнергии.

«Против» решения Еврокомиссии проголосовали 328 европарламетариев, «за» – 278, 33 – «воздержались». Хотя большинство заявило о том, что не считает газ и атомную энергетику соответствующими целям Зелёного курса, для наложения вето необходимо было «квалифицированное большинство» – 353 депутата. Увы, его не собралось.

Это значит, что теперь для вступления в силу решения Еврокомиссии оно должно быть одобрено только Советом Европы. Учитывая, что Франция, Польша, Венгрия, Чехия, Румыния, Словакия и Словения заявили, что требуют признания атомной энергетики Зелёной, а Германия и Австрия продолжают настаивать на признании в качестве экологически приемлемых видов топлива газа, можно с высокой вероятностью сказать – Зелёная таксономия в таком формате прошла одобрение.

Однако экологические организации уже объявили, что будут продолжать выступать против такого решения. В частности, представители Фонда Дикой Природы Европы (WWF Europe) заявили, что продолжат работу до тех пор, пока Таксономия не станет по-настоящему Зелёной. То есть из нее не будут исключены газ и атомная энергетика. Совместно с другими организациями, такими, например, как ClientEarth, они будут продолжать бороться за принятие более экологичных и устойчивых энергетических программ.

Также, как отмечает украинская экологическая организация ЕкоДія, включение газа и атомной энергетики в Зелёную таксономию может сыграть в пользу авторитарных режимов и как поспособствовать усилению вторжения в Украину, так и вызвать новые конфликты.

Ссылаясь на майское исследование, проведенное Greenpeace France, украинские экологи обращают внимание на то, что под видом достижения целей климатической нейтральности в Европе лоббируются интересы российских углеродных компаний. Приводятся примеры Gazprom Germania, French Independent Association of Electricity and Gas (AFIEG), Gas Infrastructure Europe (GIE), GasNaturally и European Clean Hydrogen Alliance, других «дочерних» и связанных с Газпромом компаний, которые не только имеют контакты с представителями Еврокомиссии, но и занимаются продвижением идеи того, что газ – это вполне экологично.

То же самое и с атомом. Как отмечают эксперты ЕкоДіі, 9 из 11 компаний, которые выступили за включение атомной энергетики в Зелёную таксономию, имеют непосредственную связь с «Росатомом». Такие «дочерние» компании, как Rosatom France, Atomenergoprom, AtomEnergoPromSbyt и немецкий Nukem Technologies, активно выступают за то, чтобы атомная энергетика была признана Зелёной.

По результатам исследования Greenpeace France, включение газа и атома в Зелёную таксономию позволит России получить около 4 миллиардов дополнительных доходов в результате поставок в страны ЕС. А «Росатом» сможет к 2030 году получить заказов на строительство атомных реакторов на сумму в 500 миллиардов евро.

Таким образом вопрос признания газа и атомной энергетики становится не только принципиальным с экологической точки зрения, но и с политической. Включение этих ресурсов не только не сделает Европу климатически нейтральной (особенно с учетом увеличения поставок сжиженного газа через морские терминалы), но и идет вразрез с политикой санкций против агрессора.

Хорошей новостью является готовность ряда стран оспорить решение Еврокомиссии включить газ и атом в Зелёную таксономию. Так, Австрия заявила о намерении подать иск. Поддержать его собирается также Люксембург. О готовности в судебном порядке обжаловать такой формат Зелёной таксономии заявили Дания и Испания. С учетом активной позиции экологических организаций, это дарит надежду на то, что история с газом и атомной энергетикой еще не закрыта.

Читать больше по этой теме:

  • Представленные планы «зелёного восстановления» Украины после войны вызвали резкую критику экологических организаций

5 июля в Лугано прошла конференция, на которой был представлен план Зелёного восстановления Украины. Однако представленные проекты в области окружающей среды вызвали радикальную критику со стороны украинских экологических организаций. Так, например, Украинская природоохранная группа назвала данный план «луганским позором».

Представители организации отметили, что хотя план предполагает создание 10 «примерных» национальных парков, 15 реабилитационных центров для диких животных, 15 экодуков на пути миграции, а также 9 центров по выращиванию саженцев деревьев, все это больше похоже на «гринвошинг».

«Зелёное восстановление» Украины также предполагает:

  • Наращивание минерально-сырьевой базы, что приведет к увеличению добычи древесины, полезных ископаемых и другого сырья;
  • Переход на механизированные способы заготовки леса, что может привести к увеличению объемов вырубки;
  • Сокращение сроков оценки воздействия (ОВД) на окружающую среду, что приведет к упрощению данной процедуры;
  • Дерегуляцию и упрощение доступа к недрам;
  • Строительство 3.5 ГвТ гидроэлектростанций и насосных гидроэлектростанций, что окажет негативное влияние на водное биоразнообразие;
  • Развитие сети международных водных путей, что, например, может привести к возобновлению строительства Е-40: водного пути, который имеет трансграничную экологическую угрозу;
  • Строительство системы ирригации на 1 миллион гектар и развитие мелиоративных систем, что негативно скажется на реках Украины.

Подвергла критике план Зелёного восстановления и исполнительная директорка Центра экологических инициатив «ЕкоДія» Наталья Гозак. Она заявила:

Вместе с другими организациями мы имели возможность предложить идеи для Национального плана восстановления. И хотя процесс охватывал многие заинтересованные стороны, мы видим, что украинское правительство воспринимает «экологическое восстановление» как способ расширить ядерный сектор и способствовать внедрению проектов по использованию ископаемого топлива (например, экспорт газа), уделяя особое внимание применению водорода и биоэнергии, однако умалчивая об их происхождении. Мы не можем позволить себе и дальше быть зависимыми от нестабильных решений в области энергетики. Наоборот, нам нужно мыслить в долгосрочной перспективе, обеспечивая развитие Украины как современной экономики, основанной на устойчивых возобновляемых источниках энергии и программах по энергоэффективности.

Против реализации данного плана высказался и глава Фонда Дикой Природы Украины (WWF Ukraine) Богдан Вихор. Он отметил, что:

С одной стороны, мы приветствуем планы Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов инвестировать в новые заповедные территории и экодуки. Однако мы разочарованы тем, что не услышали ни одного упоминания о важности минимизации негативного влияния на окружающую среду проектов развития.

Для успешного послевоенного восстановления властям необходимо будет тесно сотрудничать с гражданским обществом, чтобы разработать мероприятия, благодаря которым природная среда будет основой мира и устойчивого развития для всех украинцев. Перед нами открылась уникальная возможность вывести Украину в мировые лидеры устойчивого развития и продемонстрировать, как природа может ускорить послевоенное восстановление и улучшить жизнь и экономическое положение людей.

Мы получаем от природы целый ряд критически важных экосистемных услуг, от которых зависит благосостояние граждан Украины: от чистой воды и воздуха до предотвращения эрозии почв и продовольственной безопасности. Эти аспекты устойчивого развития необходимо включить в план обновления Украины. Также необходимо, чтобы этот план охватывал полный спектр оценок влияния, чтобы мы могли проанализировать экономические, социальные и экологические последствия государственной политики.

Отметим, что планы Зелёного восстановления могут стать индикатором готовности как украинского, так и европейского общества наконец реализовать устойчивые, дружественные к окружающей среде инфраструктурные решения. В том случае, если эти планы окажутся провалены, и вместо Зелёного курса мы увидим вновь ориентированные на потребительское отношение действия, то это станет сокрушительным ударом по мировым климатическим амбициям. А также крайне негативно повлияет на экологию региона. Например, если будет принято решение восстановить строительство Е-40, то Полесье, которое сегодня страдает и от военных действий, и от изменения климата, может перестать существовать как уникальный природный регион.

  • Вторжение России в Украину уже привело к крупномасштабной экологической и техногенной катастрофе в Луганской области

Об этом в своем расследовании рассказала украинская экологическая организация «Екологія Право Людина» (ЕПЛ).

В частности, они отметили, что за время военных действий на Луганщине уже пострадали 28 тысяч гектаров леса, в основном хвойные. Наибольший урон был нанесен лесам в районе Северодонецка, Рубежного и Кремина. Около 70% лесного фонда Старокрасненского лесничества и 60% Боровеньковского лесничества оказались повреждены или уничтожены.

Военные действия приводили к возгоранию хвойной подстилки в лесах, что негативно влияло на экосистему. Так что последствия обстрелов для лесов Луганщины уже стали катастрофическими, однако окончательные выводы можно будет сделать только после прекращения боевых действий.

Как отмечают в ЕПЛ, серьезный удар по экологии региона нанесен в результате обстрелов промышленных предприятий. Например, в результате взрыва вблизи химического завода «Заря», произошедшего 5 апреля, в атмосферу попало значительное количество оксида азота. Также выброс зафиксирован 31 мая в результате взрыва на территории завода «Азот». 16 апреля в результате обстрела на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе произошел пожар площадью в 5 тысяч квадратных метров, который привел к выбросу сажи и оксидов углерода.

Пострадали от вторжения и две крупные природоохранные территории Луганщины, которые входят в состав «Изумрудной сети». Речь идет о национальном природном парке «Кременские леса», а также части территорий поймы реки Северский Донец.

Также война привела к затоплению всех шахт объединений «Первомайскуголь» и «Лисичанскуголь», находящихся в Луганской области. Подобные техногенные катастрофы оказывают крайне негативное влияние на грунтовые воды, в которые могли попасть опасные химические вещества.

Военные действия в целом привели к нарушению гидрологического режима региона. Что, в частности, было обусловлено разрушением шлюзовых систем водохранилищ, например, Мироновского.

Как отмечают в ЕПЛ, про некоторые экологические последствия военного вторжения на территорию Луганской области мы не знаем или же о них мало говорят. Например, про технологическую и экологическую катастрофу в Рубежном. В результате обстрелов тут образовались воронки глубиной до 3 метров и длинной более ста. Мало говорят и об уничтожении в результате войны городских зелёных насаждений.

Все это привело сегодня к тому, что и так экологически не самый благонадежный регион Донбасса практически превратился в территорию, непригодную для жизни.

  • Вторжение России в Украину приводит к уничтожению как пшеничных полей, так и лесов

Все больше приходит сообщений о том, как военные действия уничтожают не только леса, но и поля Украины. Так, в результате обстрела в Запорожской и Днепропетровской областях было уничтожено 20 гектаров пшеницы. Пожар самоликвидировался. В Министерстве обороны заявили, что: «Горит не пшеница. Горит продовольственная безопасность мира».

Сайт ЭкоПолитика также сообщает, что в результате военных действий в Херсонской области загорелись леса, что привело к уничтожению заповедных лесных урочищ, таких, например, как «Летучие пески» и «Недогорский лес». Огонь охватил 800 гектаров леса, его тушение было осложнено тем фактом, что подступы к местам возгорания оказались заминированы.

Как заявляет экологиня объединения «Довольно травить Кривой Рог» Юлия Ореханова, сегодня на грани уничтожения находятся все леса Херсонщины. В том числе остатки древней гилеи, упомянутого еще Геродотом лесного массива в Скифии. Хвойные леса, которые составляют основу экосистем региона, легко воспламеняются и выгорают. После пожаров почва не восстанавливается и велика вероятность превращения ее в песчаные курганы и дюны.

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость