22.10.2015 / 13:10

Присоединяясь к празднованию Международного дня без бумаги, Зелёный портал решил узнать, как обстоит в Беларуси ситуация с макулатурой. Оказалось, что далеко не все компании сдают её на переработку, в результате чего часть сырья, необходимого для производства ряда нужных стране товаров, приходится закупать за границей. Чтобы макулатура не пропадала на мусорных полигонах, государство работает над системой её сбора и сортировки и намерено сделать весь внутренний документооборот электронным.

Бумаги потребляют всё больше

За последние 20 лет расход бумаги на планете увеличился примерно на четверть. Об этом констатирует в своих исследованиях Ассоциация по вопросам управления информацией и изображениями (Association for Information and Image Management, AIIM).

Со временем изменились не только объёмы бумажных отходов, но и их структура. Макулатура теперь — это не только газеты, журналы, книги, но и картонная упаковка. С каждым годом её количество растёт. Причём сырьё из картона получается более высокого качества, чем из газет и рекламных брошюр, рассказал о нюансах заготовки макулатуры заместитель директора КУП «Спецкоммунтранс» Александр Никонов.

«Из упаковки производится гофрокартон, который реализуется за пределами Беларуси. Таким образом мы зарабатываем стране валюту», — подчеркнул он.

Примерно 20-25% содержимого контейнеров для сбора макулатуры ООО «БЕЛГИПС-ЭКО» составляют книги. Эти ёмкости организация устанавливает с февраля 2015 года. Сегодня их количество в Минске достигло 240, и встретить контейнеры можно практически повсеместно. На них значится надпись «Макулатура» и слоган: «Подари книге вторую жизнь».

Объём заготовки макулатуры растёт, но недостаточно

В Беларуси пытаются бороться с тенденцией увеличения использования бумаги, совершенствуя систему сбора вторсырья. Как утверждают госорганы, количество заготавливаемой макулатуры растёт. Например, про это в одном из своих материалов писала «Беларусская лесная газета». Она отмечала, что за первую половину 2015 года было собрано 168,4 тысяч тонн макулатуры, тогда как за аналогичный период 2014 года эта цифра составляла на 11% меньше.

На рост заготовки «бэушной» бумаги и картона направлен и президентский указ от 2009 года «О государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы». Согласно документу, к 2015 году объём рециклинга бумажных вторресурсов должен был увеличиться более чем на 152%. Так и получилось. Если верить цифрам, количество собранной макулатуры возросло на 162%. Так, по данным ГО «Белресурсы», за 2009 год собрано 203,4 тысяч тонн, за 2008-й — 174,9 тысяч тонн.

Но, несмотря на, казалось бы, заметный рост объёма заготовки бумажного сырья в 2014 году, рынок макулатуры в стране по-прежнему остаётся развивающимся, а объёмы — недостаточными. Согласно обзору агентства «Бизнес-новости», в прошлом году у нас появился госзаказ на заготовку макулатуры. Причиной стал недостаток сырья у крупных целлюлозно-бумажных предприятий. Госзаказ оценивался в 317 тысяч тонн, а общий сбор должен составить 468 тысяч тонн. Это регламентировано постановлением Совмина от 25 апреля 2014 года «О заказе на поставку (заготовку, сдачу) в 2014 году отходов бумаги и картона и отходов стекла для республиканских государственных нужд».

В 2013 году Беларусь ввезла в два раза больше макулатуры (из России), чем продала за границу (в основном в ЕС). За первое полугодие тогда у нас заготовили только 40% от требуемого объёма макулатуры.

Не сдал макулатуру — штраф!

Проиллюстрировать проблему нехватки бумажного сырья можно на примере Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ещё в 2009 году он фиксировал достаточно большое количество тех, кто по каким-либо причинам не занимался сдачей макулатуры. В ход пошли штрафные санкции. С их помощью за три квартала 2009 года дополнительно собрали 10 000 тонн сырья.

Хотя, как утверждал один из посетителей заготовительного пункта в Минске, ресурсы бесхозно валяются под ногами: «Походите по любому предприятию, там тонны этого картона. Всё под ногами валяется. Никому не надо».

Схожую ситуацию описывали в конце 2014 года и гомельчане. Один из них, Григорий, сдачей вторсырья зарабатывал себе на жизнь, собирая бумагу, газеты, картонные коробки на рынке. В день, по его признанию, получалось заготавливать до 100 килограммов.

Проблема в мотивации?

Сегодня предприятиям за сдачу макулатуры платят больше, чем физическим лицам: 1400 рублей за 1 кг первым и 800 рублей — вторым, согласно расценкам на 1 февраля 2015 года, опубликованным на сайте Управления городского хозяйства и энергетики Мингорисполкома. По-видимому, данный расклад устраивает далеко не всех, вот и не торопятся граждане нести в заготовительные пункты свою макулатуру.

А много ли её скапливается в организациях? Мы попытались выяснить это в одном из логистических центров столицы. «Ненужную макулатуру у нас складывают в коробки, коробки ставят на палету. Как насобирается полная — приезжает организация, с которой заключен договор, и забирает. В среднем 1 палета бумаги весит 700-1000 кг. У нас образуется примерно 2,5 палеты архивных документов плюс неизвестное количество макулатуры по кабинетам. Архив весит пару тонн, хранится 3 года, но мы его ещё ни разу не перебирали», — рассказала его сотрудница, пожелавшая остаться инкогнито.

Административные приёмы спешат на выручку

Наладив шатко-валко систему сбора, государство не забывает подключать к ней привычные административно-плановые методы. Здесь всплывает советское наследие — знаменитые макулатурные поборы от школ. Преподаватель одного из минских средних учебных заведений, Евгений, поделился, что его класс должен сдать 500-600 килограммов макулатуры в год. Учительница беларусского языка Ольга из Минска подтверждает: собирают по 35 килограмм макулатуры на человека. В прессе описан случай, как девочка Ефросинья из Могилёва в феврале 2015 года сдала аж полторы тонны макулатуры. «В одиночку мы не справились бы: обратились за помощью к друзьям, — признается её мама Светлана Михайловна. — Мы — предприниматели, и у нас остаётся много тары из картона».

Порой не обходится без перегибов и курьёзов. Так, в 2015 году в Гомеле сдавать макулатуру обязали даже танцоров. Добровольно-принудительно, по 70 килограммов в год. В Минске в 2012 году частный журнал поставили в известность, что он задолжал 35 тонн макулатуры, хотя и закупает в год всего лишь тонну бумаги для печати. В том же году жителям Докшиц предложили расплачиваться за коммуналку… макулатурой.

«Зелёная» бумага

Собранное в стране бумажное сырьё перерабатывают на картон, бумагу всевозможного назначения, включая санитарно-гигиеническое, гофроящики, обои, тетради, бумажные мешки, упаковку и обёртку, картонно-бумажные гильзы, даже кровельные материалы и сотовые заполнители. С февраля 2017 года к ассортиментному ряду добавится и офисная бумага. Её производство впервые в стране освоят на базе УП «Бумажная фабрика» Гознака в Борисове. Оно открывается в рамках проекта по переходу Беларуси к «зелёной» экономике, выделившего на закупку оборудования 900 000 евро. Выпускать будут по 50 тонн готовой продукции в сутки, и по словам заместителя главного инженера бумажной фабрики Алексея Кашина, этого объёма хватит, чтобы полностью удовлетворить потребность беларусского рынка в офисной бумаге. За счёт макулатуры предприятие откажется от потребления 2345 тонн целлюлозы в год.

«Чтобы переработанная бумага была высококачественной, нужна макулатура высоких марок — МС-А1 (отходы производства чистой белой офисной бумаги — прим. автора), МС-А2. А такой не хватает в Беларуси. Мы приобретаем сырьё у «Белресурсов», а недостающий объём приходится закупать в России. Из-за того, что в стране не налажен цивилизованный сбор и сортировка, вся макулатура довольно плохого качества», — обращает внимание замглавного инженера.

В стратегии электронный документооборот и переработка отходов

Несмотря на то, что этому производству, как и другим, сырья маловато, его развитие совпадает со стратегией развития Беларуси: «Мы будем поддерживать любой проект своей страны, направленный на уменьшение и переработку отходов. Тем более что минимизация их образования и увеличение повторного использования и переработки прописаны в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», — отметил начальник управления обращения с отходами Минприроды Андрей Шахэмиров.

С немного неожиданной стороны показывает стремление нашей страны к экологизации запланированный переход к электронному документообороту: «Все государственные органы и организации Беларуси в 2015 году должны перейти на электронный документооборот», – сказал БелТА в феврале 2014 года начальник управления эксплуатации информационных систем Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Сергей Руднев. Более детально процесс регулируется Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы и указом №157 от 4 апреля 2013 года, где прописаны сроки внедрения систем электронного документооборота (СЭД) в организациях. В июне 2015 года по-новому работали уже около 200 госучреждений. К 2016-му перейти на СЭД должны все государственные организации.

В конце 2014 года в прессе появилась информация о том, что бизнес обязан вести электронное декларирование и по желанию — электронные накладные. Но пока новшеству рады далеко не все: «Отправляя «электронку» в ФСЗН, нужно потом следить за статусами, чтобы всё прошло нормально. Иногда в отчёте обнаруживается ошибка, даже когда там всё идеально», — делится впечатлениями предприниматель-юрист Сергей.

Однако новые технологии не только экологичны, но и выгодны, если верить их проводникам. По словам Сергея Турмеля, директора компании «Современные технологии торговли», которая в Беларуси является посредником в электронном обмене накладными, «Минскхлебпром», к примеру, сможет сэкономить до 330 тысяч долларов в год только за счёт отказа от бумажных бланков ТТН и канцелярских расходов. 

Автор:
Фотограф:
Открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость