В тропических лесах на острове Папуа — Новая Гвинея, что в Тихом океане, международная группа учёных обнаружила в 2005 году место, где никогда не ступала нога человека. Там нашли 20 ранее не известных видов лягушек, 4 новых вида бабочек, 5 видов пальм и множество других растений. Впоследствии этот уголок нетронутой природы назвали Эдемским садом.
Андрей Лихачёв тоже там побывал. Вместе со своей командой он добирался на экзотический остров пятью самолетами и за 10 дней видел только один корабль с туристами. По его словам, дайвинг в Эдемском саду находится в зачаточном состоянии.
«Мы плывём, и тут посреди моря возникает остров из мусора, в основном из пластика. Он был размером в несколько наших кораблей и тихонько себе дрейфовал. Обрывки мешков, чёрных, белых, прозрачных, много пластиковых бутылок, одноразовой посуды, обрывков снастей из полимерных материалов, верёвки, сети, поплавки, зажигалки, шприцы — всё это в виде целых вещей или кусков плыло нам навстречу», — описывает он.
Такие конгломераты мусора в океане — не редкость. Самый известный из них — плавучий остров в Тихом океане, который называют пластиковым континентом. Размеры его оцениваются от 700 000 до 2 000 000 км2, что соответствует трём территориям Франции. Все отходы приносит сюда течениями, ведь в океане нет людей и мусорить некому.
«Во время путешествий мы часто высаживаемся на необитаемых островах. И видим, что их прибрежная зона забита всевозможными остатками мусора: это и упаковка, и посуда, и пакеты. Я не хочу сгущать краски: далеко не всегда всё выглядит, как свалка. Красивые пляжи, море, пейзажи тоже есть, и ты наслаждаешься ими. Но иногда задаёшься вопросом: откуда здесь мусор, и почему его так много?» — озадачен Андрей.
Остров Кокос находится в Тихом океане на западе от Центральной Америки. Его еще называют Островом сокровищ — это самый большой необитаемый участок суши. Существует много легенд о якобы спрятанном там несметном пиратском кладе.
«Во время экскурсии по острову мы видели огромную кучу, несколько метров в высоту, состоящую из пластика, рыбацких сетей, канистр — браконьерских снастей. Остров входит в район заповедника и специальные службы следят за тем, чтобы не осуществлялся браконьерский лов. Попутно они, может быть, собирают мусор и оставляют его лежать кучей посреди леса», — рассказывает дайвер.
В прибрежных территориях популярных курортов, напротив, чаще всего чисто. Ведь в туристических зонах, особенно на пляжах не самых дешёвых гостиниц и ресторанов, всегда есть уборщики, которые следят за чистотой.
По впечатлениям Андрея, с самым масштабным загрязнением он столкнулся в Юго-Восточной Азии. Причину путешественник связывает с уровнем жизни, а также с численностью и плотностью населения.
В Центральной Америке визуально чище. Но это говорит не о том, что там меньше мусорят, а о том, что там больше убирают.
На Карибах всё зависит от того, какой стране принадлежит остров: там есть и французские, и британские. Например, Гаити хоть и независимое государство, однако по уровню жизни сравнимо с развивающимися странами Юго-Восточной Азии.
Уборка набережной в Фор-де-Франс, Мартиника, Малые Антильские острова
В Камбодже есть популярное среди туристов озеро Тонлесап, посреди которого расположилась деревня на сваях. Местные жители живут рыболовством и возят приезжих на экскурсии на лодках. Рядом с озером располагается рыбный рынок — магнит для путешественников.
«По дороге туда меня не покидало ощущение, будто я приехал на минскую свалку, и по ней плывут лодки, ходят люди. И всё это сосуществует бок о бок, жизнь варится в этом мусоре. Аналогичные картины можно увидеть в Таиланде, Индонезии, на острове Бали и на многих других популярных тропических курортах. Все, кто там был, видели, знают об этом. Это невозможно скрыть», — утверждает собеседник.
Тем не менее огромная часть мусора всё же скрыта от большинства людей и туристов. Ведь количество ныряющих гораздо меньше, чем отдыхающих на пляжах. Но если пляжи чистят, то подводные уборки проводятся гораздо реже.
«Всё, что мы видим на пляжах, в прибрежных зонах, на поверхности морей, океанов и рек, — это только то, что не утонуло. На пляже может быть убрано, но когда мы ныряем, то обнаруживаем, что много мусора лежит под водой. У меня не было ни одного погружения, когда бы я не увидел проплывающий мимо пакет или бутылку, лежащую на дне. Доводилось наблюдать, как морские обитатели используют банки или стаканы в качестве укрытий. Раки-отшельники, моллюски живут в них, как в домиках. Бутылки, банки и тарелки, поросшие кораллами, — обычное зрелище. Ты как-то пытаешься отгородиться от этого, ведь хочется насладиться зрелищем, пейзажами, отдыхом. А со временем к мусору просто привыкаешь, и это, наверное, самое страшное», — делится путешественник.
Раз в год Андрей вместе с единомышленниками и друзьями дайвинг-клуба устраивают подводные уборки на беларусских водоёмах. По его словам, Беларусь — не исключение в общей картине пластикового бедствия. На дне многих наших озёр скапливаются кучи мусора, которые невозможно собрать единожды силами волонтёров.
«Наши ребята с удовольствием участвуют в акции. Но нас мало, и мы не можем почистить всё. Мы воспринимаем очистку водоёмов скорее как способ привлечь внимание к проблеме. И я наблюдаю результаты: те ребята, которые уже чистили за кем-то, тщательно убирают за собой, собирают весь мусор и увозят в город. Вот это, может быть, и есть наш самый главный вклад», — отмечает директор дайвинг-клуба.
Пластик прочно внедрился в нашу жизнь, и вряд ли в его обилии нужно винить только тех, кто его покупает и пользуется. По мнению Андрея, уменьшить потребление можно лишь при участии всех сторон — производителей, властей, которые устанавливают регулирующее законодательство, потребителей, повышая их осведомлённость.
«Я уверен, что если бы в магазинах был выбор: положить овощи и фрукты в одинаковые по стоимости пакеты, пластиковый или бумажный, многие задумались бы. Сложно представить себе, какими объёмами исчисляется количество выброшенных пластиковых бутылок, пакетов и упаковки. Но пока в магазинах нет доступной для покупателя альтернативы из вторсырья или любой другой экологически чистой упаковки, то масштабы накопленного мусора будут только увеличиваться», — подчёркивает Андрей Лихачёв.