О развитии экотуризма в Беларуси говорили участники тематической пресс-конференции в пресс-центре Дома прессы, сообщает tio.by.
Раздел «Экотуризм» присутствует во многих беларусских программах, создаются зелёные маршруты и экотропы, появляются экомузеи. С 2006 года в кадастр достопримечательностей Беларуси заносят и объекты экологического туризма. Всего в стране работают более 200 маршрутов. Например, в прошлом году Беловежскую пущу посетили почти 378 тысяч туристов, из них более 140 тысяч иностранцев. С сентября 2015 года льготным пересечением границы воспользовалось более 2000 зарубежных гостей.
Из 830 тысяч беларусских туристов, путешествующих по стране, 20% посещали природные достопримечательности. Важной составляющей экотуризма стали агроусадьбы, которые развивают самые разнообразные виды времяпрепровождения на природе: пешие, велосипедные, конные прогулки, сплавы по рекам и озёрам, сбор грибов, лекарственных трав и ягод.
Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и окружающей среды Наталья Минченко отметила, что Беларусь является прекрасной площадкой для развития зелёного туризма.
На 1 апреля 2016 года система особо охраняемых природных территорий Беларуси включала 1275 объектов, в том числе один заповедник, 4 нацпарка, 98 заказников республиканского и 275 — местного значения, 329 памятников природы республиканского и 568 — местного значения. На днях ещё три беларусские ООПТ получили международный статус: заказники «Дрожбитка-Свина», «Ипуть», а также болото Дикое в Беловежской пуще включены во Всемирный список водно-болотных угодий. Сегодня уже 23 беларусские природные территории удостоены такого статуса. Это, безусловно, повышает их туристическую привлекательность.
Некоторые природные достопримечательности в особой рекламе не нуждаются. Например, заказник «Споровский» с его вертлявой камышjвкой и фестивалем «Споровские сенокосы» стали настоящим туристическим брендом Брестчины. Красивейшее верховое болото Ельня прославилось своей экотропой и фестивалем «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю». Неслучайно туристы стали называть заказник «Средняя Припять» «Европейской Амазонкой» — это тоже туристический бренд.
Развивать экотуриз нашей стране помогают зарубежные гранты.
Разумеется, проблемы существуют: работу по развитию зелёного туризма в стране можно назвать хаотичной, несистематизированной; недостаточное участие в деле организации туризма на ООПТ принимает местное население; не скоординированы усилия между МСиТ, Минприроды, руководством ООПТ на местах. Наталья Минченко предложила провести совместную коллегию двух ведомств и выработать единую стратегию по развитию экотуризма в Беларуси.
Андрей Пинигин, руководитель инициативы «Расширение возможностей использования туристического потенциала особо охраняемых территорий РБ ОО «Зелёная экономика», сравнил экотуризм в Беларуси с неограненным алмазом, о ценности которого знает лишь небольшое количество знатоков: «Для того чтобы из него получился бриллиант, нужно его огранить и вставить в оправу: только тогда его можно будет продать».
Сейчас стратегию развития зелёного туризма готовят независимые эксперты, которые представят окончательный вариант на совместную коллегию (предположительно в августе). На реализацию инициативы выделена международная финансовая помощь в размере 150 тысяч долларов. Определены две пилотные территории — Налибокская пуща и «Озёры» в Гродненской области. Именно там будут отрабатываться технологии продвижения туристического продукта. Формировать этот экотуропродукт, по замыслу организаторов, призваны сами ООПТ, а продавать его планируется через туристические фирмы. Задача «инициативы» — обучить кадры, оказать маркетинговую и рекламную поддержку и пр.
Как отметил директор УП «Белгосохота» Олег Бузо, иностранные туристы активно едут в Беларусь, чтобы поохотиться на лосей, оленей и зубров. Охотничий туризм приносит неплохие прибыли. Вместе с тем опасаться, что животному миру Беларуси грозит опасность, не стоит. По словам Натальи Минченко, сегодня большую популярность получило создание вольеров, где выращивают представителей «аборигенной охотничьей фауны».