Так называемый дом Хундертвассера - жилой комплекс в Вене, в котором архитектор и живопсец Хундертвассер одним из первых объединил цвет и экологию.
Визуальное загрязнение города – ещё одна экологическая проблема
Современные районы беларусских городов – бесконечные однотипные кварталы-трансформеры. Конструктивно панельные дома различаются только развернутыми фасадами. Многоэтажки раскрашивают в яркие цвета: желтый, бордовый, зелёный… Но почему-то совсем не радостно.
– Экологические проблемы города – это не только загрязнение воздуха и воды, остро встает и вопрос о загрязнении визуальной среды,– считает архитектор-колорист, автор концепции экология цвета и методики экологической колористики в архитектуре Лариса Нури. – Монотонные, часто агрессивные мрачно-серые визуальные пространства и наоборот, зоны цветовой пресыщенности с избытком однородной или беспорядочной зрительной информации могут представлять реальную угрозу для психоэмоциональных и физиологических механизмов жизнеобеспечения человека.
Специалист – доктор архитектуры родом из Крево
Лариса Нури – доктор архитектуры и искусствоведения, художница. Разработала «цветовые стратегии», как для исторического центра итальянской Матеры, болгарского Пловдива, так и в современных кварталах Парижа, городов Нормандии, Шампани, Бургундии.
Живет и работает в Париже. На Монмартре в галерее «Артезьен» всегда можно посмотреть её живописные тактильные работы в стиле нового импрессионизма, где главный элемент для восприятия – изменчивость цветовых вибраций.
Героиня – автор трех книг о цвете в дизайне и архитектуре городов, профессор Парижской Высшей школы искусства и дизайна ITECOM Art&Design, Лауреат международного конкурса по дизайну (золотая медаль) Lepine international, администратор Центра Цвета Франции, автор программы визуальных сочетаний «Гармония цвета» и метода экологической колористики в архитектуре.
А родилась Лариса Нури в местечке Крево Гродненской области, и каждый год старается приехать к родным в Беларусь.
Во Франции панельные дома взрывают
– Наверное, нужно подумать вообще о гуманности архитектурной системы панельного домостроения, – предлагает Лариса Нури.
– То есть, если строительный комбинат выпускает [панели], значит нужно бесконечно штамповать [дома]? Однако штампуем не только дома, но и восприятие людей. Во Франции панельные дома взрывают. С одной стороны, они стали источником криминала, их пытаются расселить. С другой, человек лишается своей индивидуальности в этих клетках. Они вызывают депрессию, уход от гармонии с обществом.
Недостаточно просто покрасить каждый панельный многоэтажный дом, считает Лариса Нури. Нужен системный подход: например, если есть хоть малая толика истории, важно ее сохранить, подчеркнуть и донести, в том числе и в новых районах.
И, наоборот, в старинных кварталах можно выделить некоторые объекты цветом, характерным для архитектурного стиля другой, более поздней эпохи. Например, «если отель в Сасси принадлежит более поздней эпохе, не надо его красить в белый, как все вокруг, пускай он будет ярко красным, каким был создан в эпоху Ренессанса (Сасси – скальный город VIII века, историческая часть итальянской Матеры, где Лариса Нури разрабатывала план колористики по своей методике – ред)».
В концепции экологии цвета город – это живой организм, визуальные решения которого можно сравнить с акупунктурой. Нужно найти и выделить особенно важные точки в этом организме, и затем определенной силой «нажать» на них, чтобы получить положительный эффект. А можно нажать на неверную точку, и вместо добра сделаешь зло.
В целом система градостроения должна поменяться в сторону бионических форм, более открытого подхода к природе.
Изумрудный-бирюзовый и связующий песочный – такой может быть цветовая гамма Гродно
– В Гродно есть очень интересные наслоения исторических пластов. Со стороны старого замка, Коложской церкви раскрывается замечательная панорама, можно создать интересные видовые ансамбли. Кроме того, в городе большое количество сохранившихся соборов. И в застройке модерн можно использовать интересные сочетания. Но нужно смотреть комплексно во взаимодействии с существующим окружением: на уровне восприятия, отдельных образований, фасадных разверток и так далее, – говорит собеседница.
Колористика Гродно у Ларисы Нури обязательно связана с Коложской церковью. Но не отдельно стоящей, а вписанной в природно-ландшафтную среду. Палитра города связана с природой, и как живой организм, находится в постоянной динамике и обязательно обогащается полихромией естественных оттенков.
– Мне кажется, это гармония светлых теплых цветов и холодных оттенков изумрудного, бирюзового в контрасте с белым. Связующий – охристый, песочный. Все может быть обыграно в разных пропорциях с различными гармониями, – считает Лариса Нури. – Но это не значит, что мы сейчас перенесём в панельную застройку в большом формате символические кресты, которые видим на стенах Коложи. Просто колористика цветоматериалов Коложи – это, по-моему, точка отсчёта для формирования палитры города, для меня идентичность Гродно начинается именно с этого объекта.
Я бы сказала, что город полихромный, природа доминирует – и пусть. Архитектура и природа должны не контрастировать, а сливаться: и формой, и цветом. Использовать для этого можно террасы, крыши…
Хочу заметить, что у нас в Париже, где я живу, да и во многих других городах Европы, крыши занимают очень важное место. Если здания будут строиться в более человечных пропорциях, обязательно должны быть сады на крышах и террасах.
«Здесь живут энтузиасты цвета, они красят свои дома»
Каждый год летом Лариса Нури путешествует по Беларуси. Приезжала и в родной Крево. Сейчас на месте дома, где она родилась, «растет дерево, а буслы свили гнездо».
– Крево – удивительный город с богатой историей, замечательным замком и даже Магдебургским правом (XVII-XVIII века). Мне очень нравится, что теперь здесь живут энтузиасты цвета. Они красят свои частные дома, – говорит архитектор.
– Это нормальная человеческая черта, так было тысячи лет назад: люди всегда стремились к созданию красоты в своем жилище, начиная с пещер Ласко, во Франции, Альтамира в Испании, Какаду в Австралии. Так и сегодня. Человек хочет украсить свое жилище и свою жизнь.
Экология цвета в городе, согласно концепции Ларисы Нури, должна рассматриваться как органичная часть архитектурно-природной визуальной среды, синтез традиционной и современной палитры. Цвет является важным элементом национальных традиций и местной культуры, а также представляет собой важный аспект формирования современного образа городского пространства.
Как составить стратегический план колористики города?
Экологическая колористика в концепции Ларисы Нури – создание визуально комфортного, зрительно разнообразного уравновешенного пространства.
Исследование цветовых гармоний учитывает градостроительную морфологию и включает изучение современного состояния города, наслоения и взаимодействие исторических пластов (Лариса Нури называет их стратами), совместную работу разных специалистов: архитекторов, дизайнеров, ландшафтных дизайнеров, историков, художников.
Для стратегического плана также фиксируют и выделяют объекты, памятники, которые могут стать визитной карточкой, основные видовые точки, въезды и выезды, как воспринимается город на уровне фасадных разверток, с точки зрения пешехода, как происходит восприятие с точки зрения автомобилиста. И так до точечного урбанистического дизайна: важны светильники, беседки, киоски, остановки транспорта, и даже система вечернего освещения, все что может помогать людям ориентироваться.
В итоге архитекторы предлагают решение, схематический план, как будет восприниматься город. Где будут активные зоны, зрительные доминанты, точки пульсации, мягкие буферные зоны, которые сформируют гармоничную для восприятия и жизни среду.
– Мы анализируем цветовые гармонии, или совмещенное взаимодействие невидимых страт, которые сохранились в существующих памятниках, – объясняет Лариса Нури. – Должны понять структуру этих гармоний, пропорции, сочетания, вибрации. Всегда есть доминантный слой, его элементы могут подчеркнуть идентичность, объединить старые и новые кварталы.