Мы забываем, что 80% беларусов живёт не в Минске
«Мы можем называться планетой горожан: 55% жителей планеты живёт в городах. По прогнозам, рост городского населения продолжится и в ближайшие годы в основном придётся на развивающиеся страны», – отметила на пленарном заседании Мария Фалалеева, одна из организаторок форума «Общий город: Стратегии управления и партнерства для устойчивых городов», состоявшегося в Минске в начале сентября.
Беларусь входит в число таких стран и одновременно она – одна из самых урбанизированных стран постсоветского региона: в городах проживает 70% населения, или около 7 миллионов.
Многие беларусы живут в столице, а часть тех, кто не живёт, сравнивают с ней свои города. Тем не менее, часто забывают об остальных 80% беларусов, которые живут в малых и средних городах, а также в деревнях. И мы это упускаем: развивать города в Беларуси – это развивать не только Минск.
Теперь говорят не про демократию
Раньше, лет 15 назад, при обсуждении городского развития часто упоминали идеи демократии. Но за прошедшее время идея стала более практической: как использовать ресурсы города и как распределить ответственность в условиях ухудшения состояния природной среды.
О глобальных вызовах городского развития говорит UN Habitat, или программа ООН по содействию устойчивому развитию населенных пунктов (кстати, среди её приоритетов, том числе, и право на владение жильём).
Её эксперты призывают рассматривать города как часть сбалансированной урбанистической экосистемы. Иначе развитие зайдёт в тупик, самый простой пример – строительство здания на пути воздушных потоков, которое ведёт к блокированию воздушных путей и скоплению смога.
Главный архитектор – администратор без подчинённых
Вместе с глобальными идеологическими переменами сменились функции привычных организаций и структур. Мария Фалалеева пересказывает историю из Финляндии: главному архитектору города Архус, известному человеку, задали вопрос о количестве человек в его офисе, и он ответил: «Я один, а бюджета у меня нет».
«Постепенно мои функции как главного архитектора сменились, и теперь я должен быть модератором между заинтересованными сторонами. Моя задача – убедиться, что всё, что строят в городе, полезно для него. Моя работа – ходить и разговаривать с людьми. Кто-то меня любит, многие – нет, но мне платят не за то, чтобы меня любили», – цитирует Мария.
Сменились и обстоятельства: в понятие комфорта теперь входит разделение автомобиля с чужими людьми, или каршеринг, который приходит в города. Хотя ещё лет 15 автомобиль был атрибутом имиджа (а где-то таковым и остался).
Кто должен инвестировать в развитие умного, зелёного и общего для всех города? Не только он сам. И даже если у бизнеса не находится поддержки, то можно найти некий третий вариант, адаптированный сугубо под возможности жителей Беларуси.
Умный город для минчан – это мобильность
Что такое умный город? Место, где, прежде всего, уделяют внимание связям между его жителями и службами, и также используют открытые данные. Смарт сити – город, который принадлежит не просто жителям, а соседям.
Идея умного города существует для 14% минчан, как оказалось после проведения исследования интернета минчан, посвящённого умному городу и отношению к технологиям. В июле-августе текущего года в нём приняли участие 1029 человек в возрасте18 лет и старше.
«Интернет-минчане видят Smart City, как набор сервисов, но «Умный город» – это не технический, а социально-экономический и политический проект», – считает Михаил Дорошевич, представитель Baltic Internet Policy Initiative
В городе для минчан больше всего важна мобильность, а наименее важно участие в принятии решений в городе.
акие сервисы люди хотели бы видеть? Этот вопрос в исследовании был открытым и на него получили более 400 ответов, которые пока не систематизированы. Однако большинство опрошенных предлагает для «обумнения» города установить транспортные остановки с розетками и сделать в столице побольше точек с бесплатным wifi.
Городская мобильность, использование технологий, городское планирование и ещё семь критериев являются основой для оценки городов в исследовании Cities in Motion Index. И в 2018 году Минск улучшил свою позицию в рейтинге: из почти полутора сотен мест он переместился с 126 на 108 (рейтинг, об исследователях). Но увы, по словам Михаила Дорошевича, это чуть ли не единственный рейтинг, где Минск вообще упомнинается.
Городов в Беларуси нет
Есть только населённые пункты – перечеркнула все предыдущие выступления пленарного заседания Татьяна Водолажская, программный координатор Летучего Университета.
«В определении, которым мы осознанно или интуитивно пользуемся, город – функция, горожане, население – общность только по месту их проживания», – говорит она.
«Несмотря на актуальность, технологическую, транспортную и экологическую стороны развития городов, название форума – «Общий город», и это подчёркивает участие горожан», – продолжает Татьяна Водолажская.
Главная его особенность сейчас – это участие, аварийное или очень локальное, а квинтэссенция в вопросе «Куда бежать, чтобы защитить свой двор?»
Этого можно избежать, включаясь в обсуждения заранее, но и там не всё гладко: для профессионалов-управленцев «стресс, когда неожиданно в твою работу включаются дилетанты», – говорит Татьяна.
Нам больше нравится определение слева, но на самом деле в развитии городов мы пользуемся правым, описывая населённый пункт как место расселения рабочей силы – ценного экономического ресурса.
«Думаю, наша сложность в развитии участия состоит как раз в том, что мы соглашаемся с его необходимостью, но пользуемся инструментами, которые не позволяют включить это участие», – говорит Татьяна Водолажская.
Город может принадлежать горожанам, но идти до этого момента дольше, чем кажется. Экспертка предлагает не выдавать желаемое за действительно и признаться себе: проблема населённых пунктов не просто в недостатке активизма.