По мнению российского физика-ядерщика Андрея Ожаровского, логично предположить, что при «смене собственника» такую ответственность на себя должна взять российская сторона в лице Росатома. Однако тот на контакт с экологами не идет и на запросы не отвечает.
Между тем речь идет не о банальном промышленном объекте, а о высокотехнологичной сверхопасной станции, неумелое управление с которой может привести к трагическим последствиям для всего региона..
Автоматическая система контроля радиационной обстановки уже показала рост мощности дозы гамма излучения в зоне более, чем в 30 раз. Далее значения упали, однако быть уверенными в том, что радиационной безопасности региона ничего не угрожает, невозможно, подчеркивает эксперт.
«На сегодня сложилась уникальная ситуация, когда атомная станция перешла в руки другой стороны в результате военных действий, но эта сторона хранит молчание. Датчики в районе ЧАЭС отключены, на вопросы специалистов никто не отвечает», - подчеркивает Ожаровский.
Никто не знает, что происходит там. Последние новости о персонале станции были утром 25 февраля. Судя по косвенным данным, он все это время остается на ЧАЭС и не может смениться.
«Несколько десятков людей не выпускают. Ротацию не позволяют. Их кормят, персонал готовит себе сам из продуктов, которые были в столовой. Позволяют им есть и допускают к рабочим местам. Российские военные готовят себе из наших продуктов, но привезли с собой собственного повара», - заявила 26 февраля пресс-секретарь Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения (ГАЗВ) Евгения Кузнецова.
По данным Кузнецовой, среди заложников оказались исполняющий обязанности гендиректора АЭС Валерий Сейда и люди, которые в день захвата были на смене. Сейчас станция работает в плановом режиме.
Российская сторона заявляет, что охраной станции совместно занимаются войска ВДВ России и Нацгвардия Украины. А станция работает в штатном режиме.
Между тем, 27 февраля на Facebook-странице ГАЗВ появилось следующее сообщение:
«Российские военные выставили ультиматум, угрожая минированием и подрывами отдельных объектов инфраструктуры важного ядерного объекта ЧАЭС. Российские военные пытаются изучать особенности этой работы и создают фейки о «совместной охране».
По данным агентства, Украина потеряла контроль над системой АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) два дня назад. Последние полученные данные свидетельствуют о семикратном превышении норм поглощенной дозы на датчике рядом с объектам хранения радиоактивных отходов «Вектор», «Подлесный», «Третья очередь» и «Буряковка».
Украина проинформировала Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о потере контроля над ядерными и радиационными объектами в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в результате военного нападения.
«Обращаем внимание международных партнеров и организаций на попытки войск РФ захватить атомные электростанции в Украине и на их попытки демонстративно наращивать свое присутствие и располагать технику вблизи стратегических объектов», — отметили в агентстве.
При этом российская сторона хранит молчание.
«Мы не знаем, занимается «Росатом» ЧАЭС, или нет? Есть ли там в войсках, которые захватили станцию, специалисты, которые имеют специальную подготовку?» - подчеркивает физик-ядерщик Андрей Ожаровский.
На утро 28 февраля Минобороны России, также сообщило, что российские силы полностью охраняют и контролируют территорию вокруг Запорожской АЭС. По данным российской стороны радиационный фон вокруг станции «в норме».