Зоозащитная организация PETA покусилась на святое – активисты предлагают изменить традицию Дня сурка и отправить всемирно известного Фила на пенсию, заменив его искусственным интеллектом. Но есть ли у нас вообще право покушаться на святыни, суть которых – эксплуатация?
Каждое второе февраля в городе Панксатони, штат Пенсильвания, происходит один и тот же ритуал: мужчина в шляпе, перчатках и галстуке-бабочке (помимо прочей одежды) поднимает над ликующей толпой знаменитого сурка Фила.
После этого он быстро переговаривается со своим напарником, который, в свою очередь, сообщает прогноз зрителям: если Фил увидел собственную тень, то зима будет сохраняться ещё шесть недель, а если он этого не сделал, то весна наступит раньше.
Но теперь всё может измениться: зоозащитники предлагают оставить сурка в покое. Они не против традиции, но предлагают не создавать животному такую стрессовую обстановку, а заменить предсказателя на искусственный интеллект.
Было бы глупо считать, что вся суть предложения PETA лишь в том, чтобы защитить отдельно взятое животное. Если они добьются желаемого, это будет ещё одной победой зоозащитников над традицией эксплуатации животных ради развлечений и не только.
Мир очень быстро и существенно меняется – в разных странах уже запрещают опыты на животных и использование зверей в цирковых представлениях. Всё больше людей отказывается покупать одежду, обувь и аксессуары, сделанные из кожи и меха животных.
Мы протестуем против дельфинариев и контактных зоопарков, говорим об этических дилеммах котокафе и поднимаем вопрос этичности развлекательных конных прогулок.
Даже в тех регионах, где эксплуатация животных – это традиционный и один из немногих доступных видов заработка, слышна критика этих действий. Так, Фонд принцессы Алии в Иордании публично осуждает жестокое обращение с животными в древнем городе Петра.
Лошади и ослы вынуждены подолгу таскать на себе туристов (в том числе поднимать их к монастырю по лестнице, которая имеет чуть меньше тысячи ступеней), часто не имея при этом доступа к воде или возможности спрятаться в тени от палящего солнца.
К счастью, сейчас мы имеем возможность не просто отказываться от эксплуатации животных по этическим соображениям. Мы можем не терять при этом самих развлечений и не снижать уровень комфорта в путешествиях. Вместо живых дельфинов в дельфинарии могут быть голограммы, часть Петры можно проехать на электросамокате или велосипеде, а вместо сурка Фила можно использовать искусственный интеллект, который будет предсказывать погоду.
Защитники и защитницы эксплуатации животных ради развлечений часто ссылаются на то, что человеку важно получать новый опыт, а контакт с дикой природой, пусть и в таком виде, – это в целом полезно для здоровья.
Звучит неубедительно, ведь у животных, живущих в цирках или ежедневно таскающих на себе тяжести, совсем мало общего с той самой дикой природой. У них другие движения, они иначе выглядят и в целом ведут себя не так, как делали бы это на воле.
По сути – это та же голограмма. Только живая и способная испытывать усталость, боль и страх. Заменяя цирк каналом Дискавери, вы не заменяете настоящее суррогатом. Вы просто выбираете более этичную из двух версий имитации дикой природы.
Ну, а что касается сурка Фила, то с ним всё тоже довольно просто. Традиции ценны не сами по себе, а лишь в контексте ценностей, которые они представляют. Многие старые обычаи и традиции исчезли потому, что оказались непримеримы с нынешними представлениями об этике. Но когда дело касается изменений, связанных с отказом от эксплуатации животных, поборники так называемых традиционных ценностей очень страдают от пошатнувшейся антропоцентричной картины мира. Вдруг оказывается, что их желания и потребности – не абсолютная ценность, ради которой можно пренебрегать всеми вокруг. А такое, знаете ли, очень сложно пережить.
Мол, где это видано, чтобы комфорт какого-то сурка был важнее радости миллионов человек? Но именно так и выглядит прогресс: боли в мире становится меньше, и современные технологии играют в этом одну из главных ролей.
И с сурком Филом всё будет в порядке. Не стоит волноваться о том, что робот вот-вот отберёт у него работу, а заодно паниковать, что вот-вот роботы заменят и нас самих, устроив всемирную революцию. Фил никогда не работал. Он жил в плену, и каждый год второго февраля люди использовали его, чтобы повеселить окружающих и заработать денег.
Пусть отпустят уже Фила на «пенсию». Что-что, а спокойную жизнь он уж точно заслужил.