30.11.2017 / 19:11

Введенный в августе 2015 года запрет на добычу лесного хищника в охраняемой зоне национального парка Беловежская пуща останется в силе. Впрочем, охотники активно лоббировали его полную отмену.

Об этом Зелёному порталу стало известно из письма, присланного на почту сотрудницы редакции Христины Чернявской. Она поддержала призыв организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ) и отправила свое обращение моратория 20 ноября. И сегодня пришел ответ.    

«Мяне вельмі цешыць тое, што Нацыянальны парк мае такі мараторый і што тэрмін яго будзе працягнуты! Я думаю, што спецыялісты, якія дабіваліся яго ўвядзення і людзі, якія прымалі рашэнне, разумеюць, што значыць воўк для экасістэмы Белавежскай пушчы і ў цэлым дзікай прыроды», - рассказала Христина.

Мотивацией отдать голос в поддержку волков журналистка объяснила своим негативным отношением к охоте и предвзятым отношением в обществе к волку.

«Лічу, што кожная жывёліна мае права на жыццё і шанс на гэта, - считает девушка. – Па-другое, ваўкі – неверагодныя, вельмі чуллівыя істоты, а іх прыпісваюць да непажаданага віду, віду-шкодніка. Хіба гэта справядліва? Так, магчыма дзесьці яны ўлазяць у чалавечую гаспадарку, але ці іх гэта віна? Калі сам чалавек пастаянна скарачае дзікія тэрыторыі, асвойваючы іх пад сваю дзейнасці; калі сам чалавек знішчае харчовую базу драпежніка.  Таму тая ''вайна'', што зараз аб'яўлена ваўку, на маю думку, цалкам несправядлівая»

В самом письме, подписанным директором национального парка Александром Бурым, сказано, что «воўк, як абавязковы кампанент экасістэм Белавежскай пушчы займае важнае становішча ў селекцыі капытных жывёл, лесааднаўленчых працэсах, зніжэнні колькасці драпежнікаў - пераносчыкаў эпізаатычных захворванняў». Поэтому мораторий на охоту в рамках научно-исследовательской договора с «Аховай птушак Бацькаўшчыны» будет сохраняться на территории пущи.

Зелёный портал связался с  директором АПБ Александром Винчевским, чтобы выяснить, как природоохранники оценивают свою победу. По их словам, он не переоценивает важность ответа, потому что из письма не ясно, на какой срок продлен запрет.

«Это неделя, месяц, год, пять лет? Мы тоже понимаем, что на него [Александра Бурого] осуществляется большой прессинг и со стороны охотников, и, возможно, со стороны начальства. Потому что сообщают, что волки вредят сельскому хозяйству. Хотя в цифрах этого никто не может показать».

Александр Винчевский отмечает, что национальные парки создаются для сохранения природы в ее естественных процессах. В беларусских же национальных парках заповедные зоны небольшие.  Хотя в Беловежской пуще она относительно большая – порядка 50 тысяч гектаров.

«Но таким крупные хищники как волк или медведь, рысь, им этой [заповедной] территории недостаточно. Они функционируют на больших пространствах. И понятно, что раз в заповедной зоне их не стреляют, они выходят из нее – их стреляют, то никакого естественного функционирования экосистемы не приходится ожидать. Получается, что ученые наблюдают за сильно измененной человеком экосистемой».

Волк – естественный регулятор численности копытных. Он не даёт им обитать на одном месте подолгу, они постоянно мигрируют, поддерживают свою оптимальную численность.

«Там [в Беловежской пуще] скорее не охота нужна, а мораторий на сохранение, на невмешательство в естественную экосистему».

Сейчас в Национальном парке проходит научный проект вместе с Франкфуртским зоологическим обществом по изучению движения волков, поведению волков, рысей.

«Чем меньше стреляют, тем естественное поведение будет у животных. Мы хотим, чтобы в Беларуси появился план управления волком. Сейчас он вне закона – его можно стрелять круглый год, уничтожать детенышей. Нет никаких ограничений у охотников. Мы не против охоты на волка, но нужно согласовывать такие решения с общественностью: природоохранной и охотничьей. А то мы точно не знаем, сколько у нас особей водится в Беларуси, как производится подсчет и сколько волков необходимо изъять».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость