31.10.2016 / 11:10

Ещё 10 лет назад о добровольной лесной сертификации FSC, означающую в буквальном смысле заботу о лесе, в Беларуси не слышали. Лесные участки вырубали подчистую, всё очищали и сажали молодняк. Сегодня наша страна занимает второе место в Европе по доле сертифицированных лесов по системе FSC — Лесного попечительского совета. Зелёный портал выяснял, какими достижениями может похвалиться лесное хозяйство, чему наши эксперты могут научить коллег из других стран в сфере лесного управления.

Так, с 11 по 14 октября в Беларуси прошёл международный семинар в сфере добровольной лесной сертификации FSC. Нашу страну посетила делегация лесоводов из Грузии, Азербайджана, Украины, Армении. Как сообщает пресс-служба Минлесхоза, гости на практике изучили ведение лесного хозяйства в контексте требований стандартов добровольной лесной сертификации FSC на примере работы Логойского лесхоза. Интерес делегатов вызвало проведение лесоустройства в Беларуси. Беларусских специалистов даже готовы пригласить на инвентаризацию лесов Грузии. 

Рынок диктует правила: с каждым годом всё труднее продавать несертифицированную древесину. Западный рынок экологизируется быстрыми темпами. Беларусские лесхозы вынуждены адаптироваться и внедрять добровольную сертификацию лесов. Как отмечает в комментарии Зелёному порталу эколог и эксперт по лесной сертификации FSC Георгий Козулько, который стоял у истоков этого процесса в Беларуси, за 10 лет в лесной отрасли произошли колоссальные изменения. По доле сертифицированных по требованиям FSC лесов Беларусь сейчас занимает второе место в Европе. Однако по качественным показателям экологического лесоуправления ещё далеко до идеала. 

– 10 лет назад стандарт вырубки заключался в следующем: всё вырублено, вычищено, порубочные остатки сожжены, рядами борозды нарезали и посадили новенький лес. Сейчас это вопиющее нарушение правил экологического лесоведения. Требования обязывают оставлять при вырубке минимум 10 деревьев на одном гектаре, причём самые крупные и ценные для биоразнообразия, должен оставаться сухостой, другие ценные элементы биотопа, порубочные остатки, почва минимально повреждаться. Это само по себе экологическая революция. Раньше лесники были как мясники: топором в разные стороны махали, вырубали почти всё, вычищали. Теперь же к каждой вырубке — индивидуальный, экологически щадящий подход. Мастер леса или помощник лесничего отводит участок под вырубку осторожно, чтобы максимально сохранить биоразнообразие. Это – новый экологический стандарт. 

Если взять площадь вырубок по стране за год, то получается, что, оставляя деревья на лесосеках, сохраняется 350 тысяч деревьев. За 5 лет мы оставляем 1,75 миллиона (!) деревьев по всей стране. Конечно, часть из них ломаются, усыхают и гибнут. Но многие в перспективе станут деревьями-великанами. Лет через 50-100 в Беларуси фактически на каждом участке должны быть такие великаны, с уникальным биоразнообразием – птицами, насекомыми, лишайниками, мхами, грибами и пр.

В рамках сертификации сейчас также выделяется большое значение мерам по сохранению редких видов животных и растений, лесов высокой природоохранной ценности, репрезентативных участков (своего рода микрозаповедников).

Ещё одно положительное изменение, которое стало возможным благодаря технологии FSC, —– участие общественности на всех этапах сертификации. Например, рабочая группа «Охрана дикой природы Беларуси» Товарищества «Зелёная сеть» смогла получить реальный доступ в лесхозы и нацпарки во время аудитов.

По словам Георгия Козулько, заметить факты всех возможных нарушений аудиторы не могут физически, так как человеческий ресурс ограничен. Эксперты пользуются ограниченными выборками данных и участков в лесу, результатами госпроверок в лесхозах, а также сведениями от общественности. Аудиторы не могу заменить Госконтроль или налоговую инспекцию. 

 

Стать №1 в Европе 

Георгий Козулько видит перспективы в Беларуси в первую очередь в повышении качества экологического лесоуправления и экологической грамотности работников. Идеальный вариант —  когда самое последнее низовое звено (лесники, вальщики леса, операторы лесозаготовительной техники) хорошо владеет темой. В лесхозах они зачастую не могут рассказать, о чём программа и как работает сертификация FSC. По словам эксперта, не хватает у работников лесного хозяйства и знаний в экологии. В значительной степени у них остался ещё советский подход — взять от природы по максимуму в ущерб самой природе. 

— Молодое поколение уже учат экологии в учебных заведениях, но это пока начальные знания. Прикладных экологических знаний  не хватает даже преподавателям. Да и литературы толковой не хватает. Например, учебник «Лесная экология» должен быть настольной книгой для лесоводов, однако этого не наблюдается. В Беларуси фактически нет литературы по сертификации FSC: ни буклетов, ни простейших листовок и руководства. Только недавно учёные из Академии наук подготовили методическое пособие по FSC сертификации. По линии Министерства лесного хозяйства в этом направлении почти ничего не делается. Хотя FSC сертификация, как государственная программа, существует уже 10 лет. 

Эксперт по лесной сертификации FSC уверен: следует также совершенствовать систему образования в сфере экологически устойчивого лесоуправления, открывать курсы повышения квалификации по этому направлению для сотрудников лесной отрасли. Инициировать их может только государство, ведь для всего этого нужны средства. Чтобы практика лесной сертификации развивалась и дальше, подходить к данному вопросу надо комплексно и в разных сферах. При определённой организации и усилиях, уверен эксперт, наша страна способна выйти на первое место в Европе по качеству экологического лесоуправления.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Аудиторов Лесного попечительского совета FSC призвали активней работать с местными властями

Для получения сертификата FSC Национальному парку «Припятский» нужно устранить более 40 замечаний

Автор:
Фотограф:
Открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость