Одной из тем, которая прозвучала на этом мероприятии, касалась краснокнижных рыси и медведя, пополнивших список охотничьих видов Беларуси в 2025 году.
«Секретные» планы
Как получилось, что европейская рысь и бурый медведь, занесенные в Красную книгу Беларуси, одновременно попали в список разрешённых для охоты, мы уже писали.
Беларусские экологи и экоактивисты с 1 декабря 2024 года запустили петицию, в которой просили учёных НАН Беларуси и Минприроды опубликовать в открытом доступе планы управления популяциями рыси и медведя.
В конце января 2025 года первый заместитель министра Александр Корбут ответил, что «Минприроды разрабатывает постановление об утверждении планов управления популяциями: бурого медведя на территории Республики Беларусь; рыси на территории Республики Беларусь; обыкновенного барсука на территории Республики Беларусь».
И пообещал, что «после принятия указанного постановления оно будет доведено до заинтересованных, в том числе путём публикации на официальном сайте Минприроды».
Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Татьяна Железнова сообщила на рассказала, что в 2024 году разработаны и в январе 2025-го утверждены планы по управлению популяцией медведя и рыси.
Но текстов этих планов управления нам не удалось найти на сайтах соответствующих организаций. Мы задали вопрос, есть ли в открытом доступе и где планы управления популяциями рыси, барсука и медведя, во время пресс-конференции, но ответа так и не получили.
Так переданы или не переданы под охрану? По данным Национальной академии наук Беларуси, на 2024 год в Беларуси насчитывалось 1 613 рысей и 913 бурых медведей.
Для принятия практических мер по охране видов животных из Красной книги их местообитания передаются под охрану соответствующим решением. Ранее сoобщалось, что под охрану передали 499 мест обитания краснокнижных животных и растений.
Сколько всего местообитаний рыси и медведя в Беларуси переданы под охрану в настоящее время? Из открытых источников удалось найти не более 20 решений о передаче под охрану местообитаний рыси в Минской, Могилёвской и Витебской областях и менее 10 решений об охране местообитаний медведя.
По данным Белстата на 1 января 2021, в охотничьих хозяйствах под охраной находились 42 медведя, по данным Минсельхозпрода – 59.
В отчёте Минлесхоза о ведении охотничьего хозяйства за 2022 год указано, что в местах обитания охраняются только пять (!) медведей. Таким образом, механизм передачи под охрану местообитаний рыси и медведя в Беларуси практически не работает.
Они сохраняются на территории ООПТ, но и там случаи гибели по вине человека этих краснокнижных животных регистрируются. Одним из факторов, снижающих численность медведя, является гибель медвежат.
Практически ежегодно в Беларуси происходят случаи изъятия медвежат из природы после того, как самка погибла или была вынуждена покинуть малышей, испуганная людьми.
С начала 2025 года появились уже два сообщения о случайном «разорении» логова медведицы в Минской и Витебской области. Потревоженная мать покинула берлогу, в которой остались недавно рождённые медвежата.
Даже если медведица вернётся к оставленным детёнышам, большая вероятность, что за время её отсутствия в зимний период малыши погибнут от длительного нахождения без тепла и еды.
Но если очень хочется – то можно?
«По рысям и медведям принято решение, что они частично сохраняют свой статус краснокнижных, но в целях снижения риска для человека от действий этих хищников в определённых районах республики со вступлением в силу в мае 2025 года указа президента № 420 будет допускаться изъятие этих животных на определённых территориях», – сообщила на пресс-конференции всё та же Татьяна Железнова.
Отвечая на вопрос журналистки портала «Союзное государство», она пояснила, что медведи обитают по территории Беларуси неравномерно, 78 % от всей популяции находятся в Витебской области.
В Гомельской и Брестской областях фиксируются только проходящие особи. Медведи потенциально могут представлять опасность жизни граждан в населённых пунктах, и в планах управления предусмотрено, что изъятие медведей будет только в нескольких районах Витебской и Минской областях.
Медведи будут изыматься в соответствии с лимитами, которые устанавливаются Минлесхозом. Она уточнила, что это будет 1-2 особи максимум.
Но в Беларуси и ранее был предусмотрен механизм изъятия отдельных особей медведя, рыси и других краснокнижников, которые представляют опасность для людей. Для этого включать их в список охотничьих видов нет необходимости.
Впрочем, следует помнить, что охоту на медведя и рысь в Беларуси на протяжении многих лет лоббируют Минлесхоз и Белорусское общество охотников и рыболовов.
В два раза меньше, чем насчитали
Наиболее важным фактором при принятии решения о понижении природоохранного статуса вида или разрешении охоты на него является численность. Применяемые в Беларуси методы учёта численности рыси, и особенно медведя, не дают точных результатов, для принятия таких важных решений.
Во время пресс-конференции журналисты Зелёного портала задали вопрос, как вёлся подсчёт медведей в Беларуси и какие методики использовались для этого, но не получили на него ответа.
Для учёта медведя в Беларуси в 2023 году были утверждены методические рекомендации НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси.
Подсчитывать медведей будут методами круглогодичного и единовременного картирования встреч и следов, а также анкетным опросом, хоть эти методы дают очень большую погрешность по результатам.
Старший научный сотрудник Березинского биосферного заповедника териолог Александр Рак пояснил, что картирование – это лучшее, что можно сделать в Беларуси на данном этапе для первичного определения численности медведей, но он не верит, что кто-то на постоянной основе будет заниматься круглогодичными учётами.
Учётом картирования следов медведя в Городокском районе Витебской в 2024 году, по мнению учёного, подтверждается завышение приводимой охотниками численности медведя в Беларуси (около тысячи особей).
При проверке учёными приведённых охотпользователями данных по численность медведя в Городокском районе, она оказалась минимум в два раза ниже, чем подавалась охотпользователями.