Что такое Эспо?
В Минске проходит седьмая по счёту сессия совещания сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и третья сессия в качестве совещания сторон Протокола по стратегической экологической оценке. Предыдущая встреча прошла в Женеве в 2014 году. В мероприятиях принимают участие около 200 представителей из 45 государств-членов Конвенции Эспо. В их числе министры, заместители министров природоохранных и иных ведомств, высокопоставленные должностные лица международных организаций и финансовых институтов, заинтересованная общественность. В состав беларусской делегации вошли представители различных госорганов и научных организаций во главе с Минприроды.
Конвенция закрепляет обязательства сторон оценивать степень воздействия на окружающую среду проектов ещё на ранних стадиях планирования, обмениваться информацией и консультироваться друг с другом при рассмотрении крупных проектов, влияние которых на экологическую ситуацию выходит за рамки национальных границ государств. Примечательно, что данная конвенция стала первым международным соглашением, которое закрепило права общественности на доступ к подобной информации. Сокращённое название Конвенция Эспо получила в честь финского города, где её приняли в 1991 году. В сентябре 1997 года соглашение вступило в силу, и до настоящего времени его ратифицировали 45 государств.
Юрисдикция конвенции относится к выполнению странами необходимых процедур по ОВОС в трансграничном контексте в соответствии с требованиями документа.
«Мы не имеем вопросов, которые не готовы обсуждать с партнёрами по Конвенции Эспо»
На совещании сторон планируется рассмотреть 15 важных документов, отметила на пресс-конференции первый замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Ия Малкина. Одним из главных станет проект Минской декларации, который рассчитывают принять на итоговом совместном заседании высокого уровня.
«Мы надеемся, что принятие и реализация положений Минской декларации будет содействовать достижению целей в области устойчивого развития к 2030 году, усилению роли Конвенции Эспо и Протокола по СЭО в решении ключевых проблем, таких как изменение климата и утрата биологического разнообразия. Это позволит содействовать сохранению биологического разнообразия, внедрению экосистемных услуг и интеграции экологических услуг в области здоровья населения, сельского хозяйства, обращения с отходами, энергетики, транспорта, землепользования и городского планирования в целях поощрения «зелёного» роста», — пояснила Ия Малкина.
Принятие Минской декларации также будет нацелено на содействие применению конвенции и протокола в регионе Европейской экономической комиссии ООН с особым акцентом на страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии и обмену опытом с другими регионами мира.
Помимо этого, в рамках совещания планируется проведение параллельных мероприятий. Участники обсудят применение конвенции к деятельности в области атомной энергетики. Финляндия, Канада и Дания инициируют тему подготовки рекомендаций по эффективной практике для ОВОС и участия общественности в Арктике. Представители Беларуси проведут мероприятие, на котором представят примеры проведения ОВОЗ в различных областях.
«Выступая принимающей стороной, мы показываем, что Беларусь заинтересована в эффективном международном сотрудничестве. Мы не имеем вопросов, которые не готовы обсуждать с партнёрами по Конвенции Эспо», — подчеркнула первый замминистра.
«Результатом станет новое решение по ситуации с БелАЭС»
В числе главных тем на сессии Совещания сторон станет строительство БелАЭС вблизи литовской границы. Претензия Литвы о несоблюдении Беларусью Конвенции Эспо по этому вопросу вылилась в годы переговоров.
На совещании сторон в 2014 году признали, что Беларусь нарушила ряд положений конвенции при строительстве АЭС, и вместе с тем выдали ей рекомендации.
«По мнению экологической общественности, Беларусь не выполнила рекомендации, а скорее пыталась создать видимость исполнения решения. Так, например, рекомендация по приглашению миссии МАГАТЭ SEED была дана нашей стране, чтобы оценить выбор площадки и ход строительства. Беларусь пригласила эту миссию, но исключила оттуда компонент по оценке площадки и хода строительства», — отметила эколог, участница Беларусской антиядерной кампании, ответственный секретарь Общественной экологической экспертизы проекта Беларусской АЭС Татьяна Новикова.
Как отмечается в документах комитета конвенции, разногласия остались прежде всего по научным и другим техническим вопросам строительства АЭС: разумным альтернативным вариантам размещения объекта, методологии и данных, использованных при определении места этого размещения, описанных в документации ОВОС.
Однако в последнее время, по словам Ии Малкиной, двусторонний переговорный процесс с Литвой находится в несколько спокойном состоянии.
«Мы не ждём неприятных сюрпризов на Совещании сторон»
Как отмечается в документах комитета конвенции, разногласия остались, прежде всего, по научным и другим техническим вопросам строительства АЭС: разумным альтернативным вариантам размещения объекта, методологии и данных, использованных при определении места этого размещения, описанных в документации ОВОС.
Однако в последнее время, по словам Ии Малкиной, двусторонний переговорный процесс с Литвой находится в несколько спокойном состоянии: «Мы ведём переписку между двумя государствами, поэтому не ожидаем каких-то неприятных сюрпризов на Совещании сторон».
«Результатом совещания сторон Эспо, безусловно, станет новое решение по ситуации с БелАЭС в рамках предписанных ей мер и того, что Беларусь делает. Проект решения, на наш взгляд, довольно мягкий, так как он не даёт прямых оценок того, что наша страна не выполнила предыдущего решения», — подчеркнула Татьяна Новикова.
Собеседница также отметила, что ни прошлое, ни данное совещание сторон не рекомендуют Беларуси остановить строительство, которое было начато ещё до процесса консультаций. Украине в похожей ситуации подобную рекомендацию дали в отношении строительства канала Быстрый.
- Беларусов волнует вопрос отходов будущей АЭС, а стратегии обращения с такими отходами нет до сих пор
«Мне кажется, что Беларусь, приглашая к себе совещание сторон, делала это именно для того, чтобы снискать снисхождение по отношению к АЭС, где, кстати, уже установлен корпус реактора, который ударили о столб и задели патрубок, что несёт дополнительные высокие риски радиационной аварии, — подытожила Татьяна Новикова. — Единственный плюс в ситуации — это то, что международный экспертный орган может рекомендовать Беларуси содействовать анализу технических вопросов по строительству АЭС. В этом случае такие моменты строительства, как нарушения технических норм, отдельно взятый корпус, стресс-тесты и оценка площадки, рассмотрят по существу. Однако повлияет ли это на ход строительства? У конвенции нет инструментов принуждения. Только добрая воля и осознание патовости ситуации с АЭС может побудить Беларусь предпринять определённые шаги, как то остановка строительства станции».
А как же Е-40?
Не все значимые экологические вопросы в трансграничном контексте попали в поле зрения делегатов сессии. Дело в том, чтобы обсуждение проблемы внесли в повестку дня, одна из государств-сторон конвенции должна его инициировать.
«У экологической общественности на этот счёт ограниченные возможности. Мы можем только взаимодействовать с Минприроды, выступить и высказаться на сессиях, чтобы обратить внимание делегатов на проблему, — отметила член совета ОО «Экодом» Ирина Сухий. — Выступать мы будем по планируемому строительству водного пути Е-40. Пусть этот вопрос не собираются рассматривать во время данной встречи, зато есть вероятность внести его в повестку дня следующей».
Напомним, Е-40 планируют проложить по водным артериям Польши, Беларуси и Украины. Если проект будет реализован, в нашей стране пострадает река Припять и экосистема региона, так как её планируется приспособить к грузовым судам. Сейчас лоббисты Е-40 находятся в поисках дополнительного финансирования на детальную разработку проекта, а общественные организации призывают вовремя остановиться. Публичным заявлением стала акция «Припять, дай пять!» на Полесье 3-4 июня.
По словам Ирины Сухий, экологов также волнуют вопросы о продлении срока действия украинских АЭС и планируемое строительство Украиной ядерных отходов недалеко от границы с Беларусью.