На огромных территориях от севера Мексики и до Аргентины ягуара издавна почитали за его силу и мощь. Но в некоторых частях Эквадора самая большая кошка в Южной Америке под угрозой из-за дорог, горной промышленности и сельского хозяйства, которые уничтожают тропические леса.
Потеря среды обитания – самая большая угроза для ягуаров в Эквадоре, и особенно это касается прибрежных районов, где уже утеряно более 70% первоначального лесного покрова. Ужасающих масштабов эта проблема достигла за последние 50 лет, и причиной стало развитие лесозаготовительной и сельскохозяйственной отраслей, включая продажу кофе, какао, пальмового масла и бананов. Эти продукты – одни из важнейших экспортных товаров в сельском хозяйстве страны.
Популяция прибрежных ягуаров объявлена Международным союзом охраны природы (МСОП) находящейся под угрозой исчезновения. Гало Сапата-Риос, научный директор Общества охраны дикой природы Эквадора, говорит, что эти животные остались лишь в одной небольшой зоне на побережье, в национальном парке Котакачи-Каяпас северной провинции Эсмеральдас, и их там совсем немного.
«Ягуары исторически были распространены по всему эквадорскому побережью, но теперь они есть только в Эсмеральдасе, – говорит Сапата-Риос, изучавший крупную кошку на протяжении десяти лет. – Это следствие развития деятельности человека».
Будучи одним из крупнейших хищников в Латинской Америке, ягуар необходим для поддержания равновесия в тропических экосистемах. Если он исчезнет, это затронет всю пищевую цель, вершиной которой он является. Отсутствие ягуаров приведёт к избытку грызунов, которые будут съедать больше жуков и семян. А это, в свою очередь, уменьшит регенерацию деревьев и других растений в лесах, говорит Сапата-Риос.
- Кофе из одуванчика, или Когда и для чего собирать травы?
- Экология питания: Почему отечественные фитосборы не могут конкурировать с импортным чаем?
«Вот почему это так важно – это вид, который позволяет сохранять другие виды», – говорит Джессика Пачеко, экспертка по исчезающим видам из Всемирного фонда дикой природы в Эквадоре.
Недавнее исследование Всемирного фонда дикой природы показало, что 2000 ягуаров живут в Амазонии в Эквадоре, Колумбии и Перу, также на территории, которая известна как коридор Напо-Путумайо. 21 особь была найдена в заповеднике Куябено в Эквадоре.
Но защитники природы обеспокоены тем, что увеличение человеческой активности в Амазонии приведёт к дальнейшему уничтожению лесов и сокращению среды обитания ягуара. Расширение сети дорог в этой местности приведёт также к тому, что места обитания крупных кошек станут более доступны для посторонних.
«В момент, когда вы открываете дороги, вы открываете дверь на рынок дикой природы», – говорит Пачеко из Всемирного фонда дикой природы
Последние два года президент Эквадора Ленин Морено активно ищет новые нефтяные инвестиции, надеясь привлечь 800 миллионов долларов для разработки четырёх нефтяных месторождений в тропических лесах восточной Амазонии. Он также планирует удвоить стоимость горнодобывающей промышленности страны к 2021 году, что включает в себя разработку карьеров в богатой золотом и медью южной части региона.
Рост китайских инвестиций в Амазонию также беспокоит защитников окружающей среды. Они считают, это может привести к увеличению объёма продаж ягуаров, поскольку приход китайских инвестиций откроет более лёгкий доступ к азиатскому рынку. Уже сейчас две шахты в южной части Амазонии, медные рудники Мирадор и Сан-Карлос Пананта – это китайская собственность.
Торговля ягуарами набирает обороты по всей Южной Америке – в таких странах, как Суринам, Перу, Боливия и Бразилия. Зубы, кожа и кости этих животных используются в китайской традиционной медицине и экзотической ювелирной продукции.
И хотя в самом Эквадоре пока не было замечено, чтобы кто-то торговал ягуарами, там уже сейчас распространён другой вид нелегальной охоты – на дикого кабана и крупного грызуна ватуса.
Тем временем у ягуара становится всё меньше естественной добычи, и животные вынуждены есть цыплят и собак из местных общин. Это приводит к конфликтам и конкуренции с людьми за ресурсы.
«Нам нужно превратить конфликт в сосуществование, – говорит Пачеко. Она считает, что сохранение ягуара может быть достигнуто только путем работы с сообществами. – Это комплексная работа».
И Пачеко, и Сапата-Риос вместе с местными сообществами разработали проекты по сохранению дикой природы. Планируется, что местным жителям будут рассказывать о важности ягуара и будут учить их, как настраивать камеры-ловушки для наблюдения за местными популяциями.
Исторически общины коренных народов имели тесные связи с ягуарами и другими кошачьими – в животных видели символы силы и божественности. Некоторые из самых ранних задокументированных свидетельств о кошачьих в Эквадоре представлены в виде древних реликвий и статуй, датируемых 3000 лет назад, сделанных обществами доколумбовой эпохи.
Глория Ушигуа, местная лидерка Сапара из Амазонии Эквадора, говорит, что ягуар олицетворяет мудрость гор и защищает духов, от которых когда-то пришли самые первые знания.
«Они очень важны», – говорит Ушигуа. Если ягуар исчезнет, народ Сапара «потеряет все наши знания ... Это будет ужасный конец».
У защитников природы ещё есть надежды на будущее ягуара в Эквадоре. Даже на побережье, по словам Сопата-Риос, «работа намного сложнее, но я оптимистично настроен, что мы сможем поддерживать небольшую популяцию».