Физик, кандидат технических наук, ответственный секретарь Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период Юрий Воронежцев рассказал belprauda.org, что системы безопасности на Островецкой АЭС вообще нет никакой:
– Когда в официальных документах пишется, что в случае аварии на АЭС радиус поражения составит всего 3 километра – просто смешно. МАГАТЭ – специфическая организация, к рекомендациям которой я отношусь с большой настороженностью. Но если уже и МАГАТЭ акцентировало внимание на безопасности, умножайте её обеспокоенность на коэффициент 10. Случись, не дай Бог, катастрофа – повторится Чернобыль. Грохнулся корпус реактора на БелАЭС – через какое время мы узнали об этом?..
Что касается оперативности, с которой «Атоммаш» предоставляет замену разбитому корпусу реактора, Юрий Воронежцев предполагает: возможно, «Атоммаш» делал корпус реактора другому заказчику, но в силу обстоятельств отдает БелАЭС. Сделать на замену другой корпус реактора с такой скоростью невозможно, уверен эксперт. Это штучный товар, который делается достаточно долго.
– Ещё до начала строительства специалисты говорили, что сроки строительства БелАЭС совершенно нереальны. Напомню, финны строят третий энергоблок на АЭС Олкилуото с 2005 года. Так это финны, со своей дисциплиной и технологиями! Они уже переносили сроки введения третьего энергоблока в эксплуатацию четыре раза, и не факт, что в 2018 году реактор заработает. 13 лет!
Вообще я не припомню, чтобы хоть один строящийся реактор введён в эксплуатацию в первоначально запланированные сроки. Лучше бы и беларусскую АЭС никогда не построили.
Изначально прогнозировалось, что беларусская АЭС обойдётся достаточно дёшево – в 12-14 миллиардов долларов. Если создавать эффективную систему безопасности, в строительство БелАЭС нужно вложить как минимум ещё несколько сотен миллионов долларов, уверен эксперт.
– Более того, нужно ещё строить станции (об этом говорят даже топ-менеджеры страны), которые будут балансировать расход электроэнергии. Как выяснилось, атомный реактор – не мобильный с точки зрения варьирования мощностей: как запустили, так тупо и гонит одну и ту же мощность. А чтобы встроить атомную электростанцию в энергетическую систему страны, нужно ещё полтора миллиарда долларов на строительство станций, компенсирующих колебания. Кроме того, нужно строить линии электропередач, рассчитанные на мощности АЭС, которых в Беларуси нет.
Стране, где пенсионеры получают 100 евро, такие вещи просто не по карману, — подчёркивает он.
Сроки возведения Островецкой АЭС затягиваются из-за инцидента на стройплощадке 10 июля, о котором стало известно лишь спустя две недели из соцсетей и СМИ. Во время пробной тренировочной установки корпуса реактора 330-тонный агрегат сорвался и упал с высоты от двух до четырёх метров.
Экологическая общественность Беларуси и Литвы потребовала от официального Минска безусловного исполнения решения Совещания сторон Эспо ЕЭК ООН по Беларусской АЭС.
Представители Беларусской партии «Зелёные» и общественного объединения «Экодом» передали евродепутатам «Резолюцию представителей демократических сил Беларуси о строительстве беларусской АЭС», которая была подписана в Минске 5 сентября 2016 года.
В тексте документа содержится информация о последних инцидентах на стройплощадке, требование остановить строительство Островецкой АЭС и провести независимое общественное расследование падения корпуса реактора иочередной гибели рабочего.