Встреча жителей Сельхозпосёлка с администрацией Советского района в 2015 году
Экологическая демократия против 900 убийств
«Я вспоминаю 1985 год, когда в свои 19 лет прочёл новую датскую книгу “Руководство для крадущихся сквозь заросли” (перевод буквальный. — Прим. автора), — пишет в блоге Кристиан Бах, исполнительный секретарь ЕЭК ООН. — Там описывается, как вы, будучи экоактивистом, можете прокрасться через заросли и взять пробы сточных вод промышленных предприятий, определив таким образом выброс загрязняющих веществ. Во многих странах это руководство уже не нужно благодаря Орхусской конвенции, которая вступила в силу 15 лет назад».
Но не во всех: за последнее десятилетие убиты более 900 защитников окружающей среды, как сообщает международная организация «Global Witness» в докладе за 2014 год. Речь идёт в первую очередь о Центральной и Южной Америке, на втором месте Юго-Восточная Азия (карта здесь).
В то же время 46 стран ЕС, ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии) и других уже присоединились к Орхусской конвенции и могут влиять на экологическую ситуацию, не рискуя собой так сильно.
«Я хотел бы поблагодарить Орхусское сообщество за то, что экологическая демократия в нашем регионе становится реальностью, за то, что мы вдохновляем других следовать нашему примеру», — заявила Элла Беглярова, руководитель секретариата Орхусской конвенции.
Тенденции: экологической может быть даже переписка
В ЕС ещё не построили идеальный мир, но стремятся всем заинтересованным дать доступ к принятию экологически значимых решений, экологической информации и правосудию.
В рамках трёх главных компонентов Марина Януш, представительница секретариата Орхусской конвенции ЕЭК ООН, отмечает основные тенденции:
«Первая — это широкое определение экологической информации, которую сложно отделить от неэкологической», — говорит она.
Экологической может являться даже информация о состоянии объектов культуры.
«Есть ещё один нюанс: мы привыкли к доступу к информации, допустим, в форме доклада. А что если речь о переписке госорганов или обмене электронными сообщениями внутри них?» — обращает внимание Марина.
Некоторые страны относят к экологической и деловую переписку, а спорные случаи разрешают в судах. Впрочем, если с доступом к данным в государстве хорошо, то особый режим для экологической информации можно не выделять. Беларусь же дифференцирует доступ согласно принципам Орхусской конвенции.
Доступ: только 60% беларусов использует интернет
Общественности гарантируется доступ к информации. Он должен быть бесплатным, и в этом помогает электронная форма информирования. Однако есть одно «но»:
«В Беларуси только 60% населения имеют доступ к интернету, и это надо иметь в виду: размещения электронных материалов может быть недостаточно», — считает Марина.
Людей волнуют проекты, но всё решает политика
Противоречие есть между приоритетностью вовлечения граждан: наиболее обсуждаемы конкретные проекты, наименее — программы и политики. Но именно последние определяют происходящее, поэтому интерес общественности постепенно смещается к документам более высокого уровня.
И это хорошо. По словам Марины, важно найти момент, когда участие граждан будет своевременным. Но на деле оно часто происходит не на раннем, а на последнем этапе, когда деньги инвесторов уже освоены.
Нужен сайт экологической информации
Марина Януш советует: нужно создать единый специализированный портал, где госорганы размещали бы сведения для общественности.
«Примеры есть в Молдове, Великобритании, Европейском союзе. Специализированные порталы с экологической информацией созданы в Румынии и Словакии. Обычно они курируются Минприроды, но управляют ими специализированные агентства или коммерческая организация», — рассказывает Марина.
По её мнению, в связи с развитием электронного правительства в Беларуси для этого есть хороший задел.
В целом, по словам Марины Януш, Беларусь имеет положительный опыт применения Орхусской конвенции. Он отмечен в сводном докладе, сделанном к пятой сессии совещания сторон в 2014 году.
Законы улучшаются, но не все их выполняют
Тогда же страна получила рекомендации по обеспечению соблюдения Орхусской конвенции в конкретных ситуациях, и их выполнение будет рассмотрено совещанием сторон на его шестой сессии в сентябре 2017 года.
Причиной стали две жалобы от беларусской общественности: были нарушены её права на участие в принятии экологически значимых решений. Отчитаться о выполнении рекомендаций страна должна на следующей встрече сторон в 2017 году.
«В Беларуси виден прогресс. Законодательство улучшается, но правоприменительная практика и сознание чиновников ещё находятся в прошлом веке», — даёт оценку Ирина Сухий, член совета ОО «Экодом».
С 1 июля вступило в силу Положение об участии общественности в принятии экологически значимых решений:
«Но если Минприроды старается выполнять его, то другие министерства и ведомства или не знакомы с документом, или считают, что он не обязателен», — указывает Ирина.
И потому остался нерешённым целый ряд вопросов, как, например, о привлечении общественности на самом раннем этапе, а не в момент, когда решение почти принято, произведены проектные работы и зарплаты заплачены. Общественность может изменить технологию или подвинуть объект на два метра, но ничего более принципиального.
Буквально на днях ОО «Экодом» получило отказ в предоставлении экологической информации — плана детальной планировки Сельхозпосёлка — одного из участков частного сектора в Минске.
«Нам сказали, что ПДП для служебного пользования, и вообще нам ничего не дадут. Тем самым власти нарушили и национальное законодательство», — делится собеседница.
Опыт Беларуси и судебная практика
Слабые места в применении Орхусской конвенции иллюстрирует судебная практика. Дел в Беларуси пока немного — всего 31 в период с 2010 по 2016 годы. Из них 17 рассмотрены по существу, в рассмотрении 14-ти отказано.
«Больше всего случаев было, когда суд отказывался принимать дело, ссылаясь на то, что оно ему не подведомственно. Кто должен его рассмотреть — суд не указывал», — отмечает юрист Товарищества «Зелёная сеть» Сергей Магонов.
Требования удовлетворены в процессе по 5 делам, по мировому соглашению — в отношении 1 дела и столько же — в результате принудительного исполнения. Что парадоксально, принудительное исполнение пришлось осуществлять именно по тому делу, по которому заключено мировое соглашение через полгода ожидания.
Граждан в основном волнуют городское строительство и планирование, а также доступ к информации:
«Далеко не всегда существует отказ от предоставления информации в чистом виде. Например, у стеклозавода «Нёман» его не было. Запрошена документация: раздел «Охрана окружающей среды» из проектной документации. Поступил пространный ответ на трёх страницах о том, как всё хорошо», — говорит юрист.
Часть исков поступает с требованием о прекращении деятельности того или иного субъекта, который опасен для окружающей среды.