Рулон кукурузных мусорных пакетов редакция Зелёного портала получила летом 2019 года во время презентации на заводе-производителе Kingslet в Логойске.
— В Европе эти пакеты наполняют очистками, завязывают и выбрасывают в отдельный бак. Приезжает специальный грузовик, высыпает содержимое и везет его на завод, где происходит индустриальное компостирование. Через некоторое время это все превращается в удобрение, которое забирают фермеры, – говорил тогда директор группы компаний Kinglet Максим Мелешко.
Пакеты должны разложиться на углекислый газ, воду и биомассу. По его словам, при промышленном компостировании на это надо месяц-два, а при самых неблагоприятных условиях уйдёт полтора года.
Правда, в Беларуси нет индустриального компостирования ничего, кроме опавших листьев – вспомните, вы ведь не сортируете органику, чтобы сдать её на переработку? Вряд ли.
Впрочем, на презентации говорили, что и без этого пакет тоже разложится на свалке или там, куда их выбросят после использования. Причём на это должны уйти не сотни лет, как у обычного пластика, а гораздо меньше.
Сколько? Вот как объяснял на той же презентации технолог предприятия-производителя:
- В компостной куче пакет разложится через полгода.
- На обочине или в любом другом месте будет дольше.
- Разложится ли без доступа кислорода, воды и нужных бактерий – вопрос, так как и без них и бумага может лежать десятилетиями.
- На пакете написано, что от восьми месяцев до полутора лет.
А мы решили проверить, выбрав средний срок около полугода. Этот эксперимнт не претендует на научность и сделан из бытового любопытства. Вероятно, в лабораторных условиях результаты будут отличаться.
Что мы закопали и куда
Эксперимент решили проводить на трёх экземплярах, которые закопали 10 месяцев спустя. Они хранились в тёплом сухом месте, плюс хранение на складе у производителя, срок которого мы не знаем.
Пакеты закопали во дворе 5 апреля 2020 года. На них лил дождь, светило солнце и писали коты. Вероятно, рядом проползали черви, но это не точно.
Для трёх образцов выбрали места с разными условиями.
Первая локация – имитация свалки. Пакет на глубине нескольких сантиметров под почвой в месте, закрытом от солнца и частично закрытом от дождя. Летом там есть немного растений, падают ветки, осенью много листьев с деревьев.
Вторая локация – имитация путешествия относительно чистого пакета вдоль обочины, перегоняемого ветром. Образец закрепили в воздухе, на перекладине перголы (в нашем случае это металлическая арка для вьющихся растений). Высота над почвой около 25 сантиметров, место открыто для солнца и дождя, но прикрыто от ветра.
Третья локация – имитация дикой природы, где пакет попал в грязь и остался валяться. Образец положили на почву там, где мало растительного покрова (но он есть совсем рядом). Место тенистое, ветра мало. Придавили с двух сторон.
…И что откопали
Осенью 2020 года мы спохватились и, вынырнув из угара протестов и арестов, решили извлечь пакеты. Это было 28 октября, спустя шесть месяцев и 23 дня.
Номер первый, который был закопан, мы нашли не сразу. За полгода его прилично завалило листьями и всем прочим, поэтому вычислять точную точку пришлось по прошлогоднему фото. Наконец его извлекли.
Диагноз – пакет не нов, но сохраняет свою форму. Впрочем, дыр слишком много, чтобы что-то в нём носить.
Со вторым образцом было просто – отвязали от перекладины, расправили.
Если не обращать внимания на крупную дыру и следы жизнедеятельности улиток, то в него даже можно положить молоко. Но осторожно.
Третий образец, который предположительно размещался на открытом месте, нам пришлось старательно откапывать по кусочкам.
Засовывать мы в него ничего не стали, потому что уже некуда.
В заключение
Итого: мы получили два образца и ошмётки третьего, который разложился сильнее всего. Лучше всего сохранился пакет, который не имел контакта с землёй. На втором месте тот, у которого был плохой контакт с воздухом, хотя влаги было достаточно.
И наконец победитель – образец, который взаимодействовал с почвой, водой, воздухом в достаточном количестве. Но даже ему полгода не хватило. Хотя мы готовы верить, что пять лет будет более чем достаточно.
Также мы немного углубились в вопрос и узнали, что пишут о разложении специалисты. Тип пластика называется PLA, в контролируемой среде компостирования может распадаться в течение нескольких месяцев – то есть тёплой, около 60°C и с подходящими бактериями. Больше времени надо в домашней компостной куче, а в морской воде он поведёт себя, как обычный пластик. На свалке, где не хватает кислорода и мусор лежит плотно, понадобятся десятки, если не сотни лет.
Кстати, мы как-то спросили про кукурузные пакеты на мусороперерабатывающем заводе в шведском городе Линчёпинг. По словам сотрудника завода, где из отходов делают электричество и тепло, пакеты из кукурузного крахмала и правда подвергают промышленному компостированию, но только если есть такая установка. А если нет – их сжигают, как и обычный пластик.
Так что технология хороша, но одной её недостаточно, чтобы рационально обращаться с вторичным сырьём.