О том, насколько востребовано экообразование, и какие перспективы ждут выпускников, нам рассказал заведующий кафедрой экологии и охраны природы ВГУ Геннадий Сушко:
— Идея организовать на биологическом факультете кафедру экологии принадлежит Анатолию Максимовичу Дорофееву. Он много ездил по региону, был человеком мобильным. Он и заметил, что на тот момент в наших природоохранных учреждениях работали кадры, которые пришли туда в основном из лесного хозяйства. И тогда учёный задался целью подготовить компетентных специалистов именно для этих структур. Это удалось. Сейчас в нашем учебном плане есть специальные предметы, например заповедное дело, где мы со студентами изучаем Красную книгу. Идут исследования, благодаря которым мы помогаем защитить природу Витебщины от инвазий. Не так давно под руководством Андрея Борисовича Торбенко студенты подготовили на конкурс студенческих исследовательских работ по борщевику. И надо сказать, природоохранные учреждения с большим удовольствием берут наших студентов на работу.
— Другими словами, можно сказать, что у ваших выпускников нет проблем с трудоустройством?
— На сегодня квалифицированные экологи в Беларуси востребованы. Это очень перспективная специальность. И она существенно отличается от других профессий, связанных с биологией. Зоолог или ботаник отвечает на вопросы: «Сколько? Как? Где?» А экологи находят ответ на вопрос: «Почему»?
Хочу обратить внимание на один современный зарубежный тренд. Сейчас солидные журналы мировых издательств поднимают свой статус, освещая вопросы экологии. При этом существуют и специализированные издания, которые публикуют списки видов, изучают ботанический, зоологический состав территорий. Но эти темы теряют свою актуальность на фоне экологических проблем.
Набирая студентов, которые будут получать специальность «биоэкология», мы подразумеваем подготовку специалистов по двум направлениям. Первое — это промышленная экология. Она предполагает не только работу, скажем, с очистными сооружениями или в экологической службе предприятия.
Биоэкологи в том числе занимаются экологической экспертизой. На сегодня экспертизу проводят как государственные, так и частные организации. Чтобы дать заключение, как предприятия влияют на окружающую среду, изучают факторы среды, экологическую обстановку, а потом делают оценку, внесёт предприятие дисбаланс в природу или, наоборот, никак не повлияет. Если надо спилить 5 деревьев для небольшого магазинчика, хозяину придётся выполнить компенсационные посадки. Какие это будут деревья, сколько, на каком расстоянии — есть конкретные методики расчёта, которыми владеет специалист. Такие специалисты востребованы, мы их выпускаем.
Часто задают вопрос, можно ли заказывать экспертизу в частной фирме, не менее ли она компетентна, чем государственная? Я считаю, что собственность фирмы не важна, следует обратить внимание на подготовку специалиста. В Витебске таких специалистов выпускает только ВГУ — вуз с крепкими традициями и мощным преподавательским составом. И качество подготовки своих специалистов мы можем гарантировать.
Второе направление — работа с конкретными природными объектами. На примере этих объектов специалисты изучают, как меняется окружающая среда, какие факторы вызывают её нарушения. И в этих вопросах тоже есть широкий спектр для применения знаний из области биоэкологии.
Наши выпускники работают и в научных учреждениях. Это — Академия наук, различные научно-исследовательские организации, вузы. Много бывших студентов ВГУ в Березинском заповеднике, в областном комитете охраны окружающей среды. Ну и, конечно, наши выпускники идут в школы. По традиции мы готовим учителей биологии.
— Есть ли возможность, ещё будучи студентом, сделать своего рода «задел на будущее»?
— Вуз каждый год делегирует участников на республиканский конкурс научных студенческих работ. И каждый год есть победители, есть ребята, которые получают категорию. Это хороший старт для тех, кто мечтает связать свою жизнь с наукой: вначале — работа под руководством преподавателя, следующий шаг — магистратура, потом — аспирантура. Многие преподаватели нашей кафедры прошли именно по такому пути. И сегодня это молодые, но квалифицированные специалисты.
Если говорить о направлениях научных студенческих работ, то тут ориентация идёт на конкретного специалиста. Каждый преподаватель — специалист в конкретной области, он заинтересовывает своих студентов работать в своём направлении. Хорошо у нас развита тема, связанная с экотуризмом, разработкой экологических маршрутов, подготовкой гидов для экологических экскурсий. В принципе, стараемся не пропустить республиканские и международные конкурсы, нам всегда есть кого предложить для участия.
— Часто приходится слышать, что студенты с каждым годом становится всё менее целеустремлёнными и старательными. Что вы думаете по этому поводу?
— Старшему поколению всегда кажется, что раньше и небо было светлее, и деревья выше. Студенты такие же, с такими же проблемами. А вот что действительно поменялось, так это наша жизнь. Стало больше виртуального общения, упростился доступ к информации. Раньше студенты во главу угла ставили знания, которые получали из лекций или учебников. То, что сказал преподаватель, было аксиомой. Теперь скажешь одно, а студент в интернете другое найдёт. Задаст каверзный вопрос. Особенно непросто принять такой стиль общения нашим заслуженным преподавателям с богатым жизненным опытом. Но и они не могут не признать: такие обстоятельства заставляют постоянно быть в материале, дают стимул для развития.
Единственная проблема современного доступа к многочисленным материалам — как из этого огромного информационного потока выбрать достоверную, компетентную информацию. И вот здесь уже не обойтись без преподавателя, которому тоже приходится перестраиваться. Если раньше мышление было более основательное, было время подумать, выбрать, проанализировать, найти золотую середину. То сейчас надо сформировать своё представление об обсуждаемом предмете за несколько секунд. И определиться, стоит ли дальше с этим источником работать.
— Нет ли у ваших студентов разочарований после получения диплома эколога: мечтал об одном, получил — другое?
— По поводу мечты я скажу так: одни мечтают, а другие делают. Вот и всё.
Можно занять такую позицию: я получил диплом, и дорога мне только в глухую деревню, в малокомплектную школу. Хотя лично я не считаю школу плохим выбором. С одной стороны, педагогика требует призвания, а с другой — это достойное место работы. Педагог — уважаемый человек, который имеет большой отпуск, адекватную зарплату, стимул к развитию. Закончилось время нигилизма, сейчас педагог — это снова авторитет. И многие студенты, впервые попав на практику, ощутив положительную связь со школьниками, начинают мечтать о педагогике. Даже если до этого строили совсем другие планы.
Конечно, окончив вуз, многие хотят быть всё-таки экологами. Но одни хотят, а другие становятся. Мы следим за судьбой выпускников. Насколько я знаю, все, кто очень хотел попасть в конкретное учреждение на работу (скажем, в областной комитет), настойчиво к этому стремился, достигли своей цели. Пусть это случилось и не сразу.
Как и в любой европейской стране, у нас тоже прежде чем получить хорошую должность, надо кем-то стать. Тем более сейчас есть такая тенденция: нужны узкие специалисты. Выбираешь сферу деятельности, область экологии, начинаешь развиваться в этой области, — и в любом случае всегда найдёшь своё место под солнцем.
На первый взгляд кажется, что в серьёзные организации, крупные заповедники, комитеты нереально пробиться простому смертному. Но жизнь показывает, что это не так: там работают такие же люди. А рецепт трудоустройства — база плюс терпение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: