24.05.2017 / 12:05

В Европейский день парков, 24 мая, мы разузнали о насаждениях Минска: как сделать кроны деревьев более ветвистыми, а экологическую роль территорий — значимее? Чего не хватает паркам в столице? Рассказывает координатор кампании «Городской Лесничий» Товарищества «Зелёная сеть» Игорь Корзун.

Парк становится зрелым через 25 лет

«Большинство советских парков разбито между 1960-ми и 1990-ми годами. Тогда появились самые интересные из них: «Дрозды», Слепянская водная система, парки 60-летия Октября, Павлова, Дружбы народов», перечисляет Игорь Корзун.

Многие парки в Минске реализованы в английском стиле, который подразумевает минимальное вмешательство в природу, даже если парк целиком посажен человеком.

Деревья никто не подстригает, лишь удаляют находящиеся в ненадлежащем состоянии или подсаживают группы деревьев либо кустарников, подчёркивающие композицию и имеющие иные тон зелени, высоту, размеры.

Изменения должны происходить с учётом замысла архитектора и согласованно с архитектурным проектом.

«Парк приходит к виду, запланированному архитекторами, только лет через 15, стадия зрелости лет через 20-25. Нужны агротехнические и восстановительные мероприятия, чтобы замысел архитектора проявлялся правильно», — говорит координатор кампании.

 

Эстетика: парк – не лесопосадка

 

Но в Минске часто замысел архитектора остаётся нереализованным. Например, группы деревьев не всегда прореживают, из-за чего они хуже растут.

«Открытые места используют для компенсационных посадок, что, на мой взгляд, недопустимо. Вдоль дорожек в открытых местах с панорамными видами появляются незапланированные аллеи, закрывающие вид», говорит Игорь Корзун.

Так парки теряют одну из своих главных функций — эстетическую.

Сквер, Швеция
Сквер, Швеция

 

Сажать нужно кустарники, крапиву и злаки

 

Экологическая функция тоже не на высоте. Парк или лесопарк могут быть участками дикой природы в городе, но не всегда это получается легко.

«Например, в городе Эйндховен существует птичий заказник, как и в Минске заказник «Лебяжий», объясняет Игорь. — Но, возможно, «Лебяжий» перестанет существовать как особо охраняемая природная территория. Вокруг него растут многоэтажные дома, и это может быть критично для территории всего в 10 соток».

Реализация экологической функции затруднена и из-за почти полного отсутствия нижнего яруса. Кустарникам, по мнению Игоря, объявили негласную войну, и мелкие животные остаются вне привычной среды обитания. По этой же причине ежи, белки и мыши разносят клещей по открытым участкам.

«Потому в Европе вошли в моду естественные травяные растения: крапива, лопух, полынь, говорит специалист о среде обитания. — Эти объекты интересны и в эстетическом плане. Травы растут быстрее кустарников, позволяя сформировать зелёную куртину на открытом пространстве. Точно так же используют аборигенные и интродуцированные злаки: мискантус, кукуруза, пшеница, ячмень».

 

Озеленители подчиняются чиновникам, а не специалистам

 

Но в Минске ландшафтной архитектурой занимаются не те, кто проектирует парки, а подрядчики, чаще всего «Зеленстрой». Он в подчинении административных органов управления и в первую очередь выполняет распоряжения не высококвалифицированного специалиста из городского «Зеленстроя», а администрации района.

По этой же причине перестали быть подобными паркам многие публичные территории, которые ими не являются, но были похожи до «омолаживающей» обрезки.

Вид около проходной сразу после обрезки
Вид около проходной сразу после обрезки

Ещё одна из причин — распределение бюджета. Районный «Зеленстрой» заинтересован не брать платную консультацию у городского и потратить деньги в своём районе.

 

Чего не хватает городским паркам?

  • Травы, чтобы лежать и сидеть

Паркам нужно больше зелени, и речь не о газонах. Людям нужно место, чтобы лежать и сидеть на травке, устойчивой к вытаптыванию. А пока парки не выполняют функцию публичных пространств. Там веселятся, но не отдыхают, жарят шашлыки, но не занимаются йогой и не смотрят фильмы.

  • Беседок для камерности и уюта

Раньше они были, например, в парке Горького. Беседка разграничивает приватное и публичное пространство. Там есть крыша и стол, а значит, можно поесть и спрятаться от дождя в уютном, камерном месте. Не помешали бы и питьевые фонтанчики.

  • Больше животных

Это не основное предназначение городских парков, но в целом в них уживаются кролики, белки и разные птицы. Только не у нас. В наших парках могут выжить только врановые, которые селятся в кронах. Мелких птиц, которые вьют гнёзда в кустарниках, почти нет.

  • Отрегулированного освещения

Если ставить фонари реже, то парк станет уютнее, и в нём будет меньше насекомых-хищников и падальщиков. Освещением также можно подчёркивать отдельные архитектурные решения, но пока на это никто не обращает внимания.

  • Садовников для основных парков

Такой человек знает всё о парке, состоянии деревьев и о том, как их сохранить здоровыми и красивыми. Из десятка здоровых деревьев он сможет отобрать три, которые нужно сохранить ради композиции, и клён у него будет похож на клён, с размахом кроны метров 10 в каждую сторону.

«Речь не просто о садовнике, подчёркивает Игорь Корзун. — Скорее речь о человеке, который также знает историю парка, следит, чтобы сохранялась его концепция, но в то же время парк вписывался в сегодняшние тренды».

 

Сохранить роскошный сосновый бор и пересадить сакуры

 

Работать в парках нужно согласно проектам, а не планировочным документам, сажая деревья на любом участке, где их нет. Так случилось с Антоновским сквером, в котором ещё два года назад читалась композиция, а сейчас все открытые места в саженцах. То же касается одного из парков Слепянской водной системы:

«Без должной причины, исходя из идеологических или патриотических нужд, выполнены посадки учащимися кадетского корпуса во время субботников», говорит собеседник.

Парк Павлова нужно сделать не таким загущенным и восстановить кустарниковые насаждения.

В Парке Дружбы народов стоит заложить аллею сакуры, вписанную в композицию. О её создании объявили в 2016 году, но вместо того появился небольшой садик из тех же деревьев.

Парк Уго Чавеса лучше законсервировать и не допускать строительства. Чтобы стать полноценным парком, ему необходим проект, включающий работу с озеленением, систему освещения, дорожки. А пока он похож на фруктовый сад с деревьями, посаженными рядами.

Лошицкий парк нуждается в том, чтобы подчеркнули вид, открывающийся с высоких берегов. Здесь можно локализовать зону барбекю и обыграть плодовый сад: почистить кроны деревьев и грамотно сформировать лужайки, добавить малые архитектурные формы.

Парк 60-летия октября — перестать раздавать под строительство. Там уже появился ФОК Беларусской теннисной федерации, строятся крытые корты.

«Это недопустимо, ведь парк — законченный архитектурный объект. Мы же не отрубаем кусок Оперного театра, чтобы пристроить общежитие для балерин?!» — восклицает Игорь.

Парк Челюскинцев

Роскошный сосновый бор постепенно умирает от натиска широколиственных деревьев, которые рассеялись от посаженных вдоль дорожек. Нужно приостановить этот процесс, иначе парк превратится в сорный лес, некрасивый и без полноценного биоценоза. А если не будет эстетической составляющей, вскоре там может вырасти востребованный павильон общепита.

Парк Горького

Парк — не торгово-развлекательный центр. Но параллельно алее высоких старых деревьев выстроился мини-рынок из ларьков с блинами, сладкой ватой и игрушками. Для парка было бы лучше перенести их и большинство аттракционов (кроме разве что колеса обозрения и лодочек) за город. Например, близко от МКАД есть подходящая территория неиспользуемого военного полигона. Там же удобно соорудить парковку и открыть несколько мест, где можно пообедать не только хот-догом.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, Татьяна Гендель, Сергей Якимович, minsk.viptop.ru, citydog.by, kv.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость