26.05.2017 / 12:05

Стоит ли ожидать в Беларуси антиядерных демонстраций?

48,6% белорусов отрицательно относятся к строительству Островецкой АЭС, говорится в результатах опроса «Беларусской аналитической мастерской» Андрея Вардомацкого. Как сообщалось, почти 40% респондентов опасаются, что атомная электростанция может быть небезопасной, еще 9,5% считают, что она не окупится. Только четвертая часть респондентов убеждены в надежности и прибыльности проекта.

Нельзя однозначно утверждать, что количество беларусов, выступающих против строительства АЭС, растёт, считает эксперт Беларусского института стратегических исследований (BISS) Елена Артёменко.

− Не имея перед собой точных вопросов других исследований, мы не можем говорить про динамику. За вычетом этих почти 49%, которые чётко определились, что они против АЭС, остаётся ещё 51% людей, которых с натяжкой можно было бы поместить в группу тех, кто не против проекта.

Впрочем, можно вспомнить, как высказывались беларусы на старте строительства БелАЭС. В 2010 году в рамках ток-шоу «Выбор» беларусский телеканал ОНТ провёл опрос среди телезрителей – почти 87% сказали, что не верят в безопасность современных АЭС. Такое количество противников проектов атомных электростанций среди телезрителей удивило экологов, вспоминает координатор Товарищества «Зелёная сеть» Ярослав Бекиш.

− Это косвенно показывало отношение в строительству АЭС в Беларуси, − считает член совета общественной организации «Экодом» Ирина Сухий.

До начала строительства Беларусской АЭС подобную идею поддерживало меньше трети населения. В 2005 и 2006 годах меньше 29% населения высказывались за строительство АЭС.

Позже опросы государственных организаций стали демонстрировать другие цифры. По данным Института социологии Академии наук, в прошлом году 49,8 беларусов поддерживали строительство Беларусской АЭС, сообщает БЕЛТА.

По данным опроса, главными плюсами развития атомной энергетики беларусы считают: 

  • 45,5% - снижение стоимости энергии для населения, 28,8% - создание новых рабочих мест, 
  • 23% - укрепление энергонезависимости, 21,1% - снижение импорта энергоресурсов, 
  • 18,2% - повышение энергобезопасности. 

Опасения вызывают: 56,3% - риск возникновения техногенной катастрофы, 49,9% - проблема утилизации радиоактивных отходов, 31,3% - ухудшение экологической обстановки. 

Ирина Сухий считает, что отношение беларусов к проекту Островецкой АЭС за последний год действительно могло поменяться в худшую сторону в связи с инцидентами на строительстве станции в прошлом году. До декабря 2016 года активисты и пресса сообщали о 10 таких случаях и смертях трех рабочих. Среди нештатных ситуаций были и достаточно серьёзные, например, дважды поврежденный корпус реактора. 

− Прошлогодние события могли повлиять на понимание людей того, что опасность возрастает. Я верю в здравый смысл беларусов, которые не забыли аварию на ЧАЭС и понимают, что атомная энергетика небезопасна, несмотря ни на какие якобы современные технологии. Если такого рода авария случится в Островце, то может пострадать не только Беларусь, но и другие страны, в том числе европейские.

Недовольство политикой государства и экономическим положением страны может быть ещё одной причиной, по которой часть населения скептически относится к строительству АЭС.

− Нарастает некое разочарование в государстве. Можно предположить, что поэтому строительство АЭС как государственного проекта начинает вызывать у людей вопросы. Кто-то критически оценивает, что на это тратятся огромные деньги, вызывает вопросы и то, как будем расплачиваться по кредиту в 10 миллиардов долларов. Кроме того, сам Александр Лукашенко неоднократно публично задавался вопросом, что будем делать с электроэнергией, − поясняет политолог Сергей Николюк.

Во что выльется недовольство?

Волна протестных настроений, которая была заметна в феврале-марте этого года, по мнению Сергея Николюка, пошла на спад сразу же после жестоких разгонов акций 25 марта.

Исследователь центра Eurasian Countries in Transition Андрей Елисеев считает, что цифры недовольных проектом АЭС беларусов говорят о некотором потенциале возможных протестных выступлений.

− Они возможны, если экологические организации, оппозиционные политические силы реализуют информационную кампанию и представят чёткие цели, требования в отношении строительства АЭС. Информационными поводами могут стать как новые экстраординарные случаи при строительстве (типа повреждения корпуса реактора, как случилось ранее), расследования с доказательствами серьёзных проблем с безопасностью, либо критическое решение совещания сторон Конвенции Эспо, которое пройдёт в июне в Минске.

Экологи же уже отчаялись бороться со стороной, заинтересованной любой ценой продолжить строительство атомной электростанции.

− К сожалению, немногие общественные организации занимаются экологическими проблемами и лишь единицы из них – темой атомной энергетики. Те, кто занимается вопросами атомной электростанции, испытывают колоссальное давление, − говорит Ярослав Бекиш.

У активистов и населения практически нет рычагов противостоять продолжению строительства АЭС. Сколько бы беларусов ни выступало против строительства, они не могут повлиять на подобные решения.

− Можно приковать себя цепями. Тебя отцепят и посадят на сутки. Ожидать же, что выйдет несколько тысяч человек и сделает то же самое, не приходится, − поясняет Ирина Сухий.

Каким-либо образом повлиять на дальнейшее развитие событий могут люди, мнение которых что-то значит. И среди них тоже растет процент тех, кто задается вопросом рентабельности и безопасности строительства.

− Среди людей «государственных», в первую очередь сотрудников научных институтов и ответственных чиновников, в том числе системы энергетики, растёт напряжение и скепсис по поводу необходимости и экономической рентабельности этого проекта, так же, как и по поводу здравомыслия с точки зрения энергобаланса, − рассказывает Ярослав Бекиш. − За последние пару лет всё больше экспертов задаются вопросом, как использовать вырабатываемую электроэнергию, как её утилизировать на внутреннем рынке и продавать на экспорт.

После запуска АЭС электричество в Беларуси подорожает в 3 раза?

Между тем, как заявил журналистам замминистра энергетики Михаил Михадюк, АЭС строится прежде всего для удовлетворения собственных нужд в электроэнергии. По его словам, после запуска двух энергоблоков АЭС закроет чуть больше 30% потребности страны.

− Все усилия, которые можно было приложить со стороны общественных организаций и Беларусской партии Зелёных, в борьбе со строительством АЭС, уже использовали. В итоге был небольшой публичный резонанс этой проблемы, − считает Ярослав Бекиш.

Но на фоне падающего уровня жизни и проблем на рынке труда вопрос строительство АЭС может казаться беларусам второстепенным.

− Население фактически никак не влияет на решение сложившихся проблем. Это вопрос, в первую очередь, геополитический и во вторую – экономический. А значит, решение принимают конкретные исполнители в кабинетах, которые часто отличаются хладнокровием по отношению к мнению населения, − подчеркивает эксперт.

Остаются только рычаги международного сообщества, которые могут серьезно повлиять если не на отказ Беларуси от АЭС, то хотя бы на качество объекта.

− Стоит добиться приостановки проекта, чтобы разобраться со всеми проблемами. И не исключено, что к тому времени окажется, что продолжать строительство не нужно, − считает Ирина Сухий.

Есть ещё один крайний и достаточно фантастический вариант, по мнению Ирины Сухий, — это предложение Евросоюза выкупить станцию, позволив Беларуси вернуть российский кредит и не заканчивать строительство Беларусской АЭС.

 

Тем временем

На первый энергоблок уже поступилё все основное оборудование, сейчас ведется его монтаж. Планируется, что ядерное топливо для реактора поступит в Беларусь в конце 2018 года. Его загрузка в реактор, как сообщил журналистам главный инженер РУП «Белорусская АЭС» Анатолий Бондарь, состоится в первом квартале 2019 года.

В ноябре прошлого года вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сообщил о том, что первый блок БелАЭС будет введён в строй в 2019 году. Ранее планировалось, что первый блок БелАЭС заработает в 2018 году, второй — в 2020-м. Такая задержка вызвана тем, что Беларусь приняла решение заменить корпус реактора из-за инцидента с ним в июле прошлого года.

***

Экологическая общественность Беларуси и Литвы неоднократно требовала от официального Минска безусловного исполнения решения Совещания сторон Эспо ЕЭК ООН по Беларусской АЭС. Отечественные экологи требуют немедленно остановить строительство Островецкой АЭС. Резким критиком АЭС выступает и Литва, у границ которой строят станцию. Польша и Литва уже заявили, что не будут покупать электроэнергию с Островецкой АЭС. На сайте Министерства иностранных дел Литвы опубликовали брошюру «#ОстровецОпасный: 10 причин, по которым беларусская атомная электростанция — это большая проблема».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый за 30 лет! Реактор для Беларуси делает завод-новичок «Росатома» (расследование)

Источник:
Автор:
Фотограф:
nn.by, pixabay.com, svaboda.org
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость