Закон определит правовую основу для развития органического сектора
Любомир Клепач, специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений:
— Предварительную подготовку законопроекта об органическом земледелии поручили рабочей группе при Министерстве сельского хозяйства, которое стало основным разработчиком. На сегодня это — рамочный документ и включает общие понятия, условия и требования к производству, сертификации и т.д, то есть определяет основные правила игры. Конечно, мы ориентировались на европейское законодательство в сфере органического производства и надеемся, что в конечном варианте закон не будет ему противоречить.
Но для того, чтобы документ заработал, нужны последующие подзаконные акты, которые дополнят его, — по растениеводству, пчеловодству, переработке продукции и т.д. В Украине аналогичный закон, принятый ещё в 2013 году, не работает именно по этой причине: нет нужных технических нормативно-правовых актов (регламентов, стандартов, технических условий, технических кодексов установившейся практики).
Поэтому пока для нас это первый принципиальный шаг, и работу в этом направлении нужно продолжить.
Закон должен приносить людям пользу
Владимир Ушкевич, генеральный директор Гродненской областной ассоциации фермеров:
— Можно только пожелать, чтобы закон выполняли и чтобы он приносил людям пользу. Чтобы не было такого, что принять — приняли, а там — как получится. Закон должен работать и для потребителей, и для производителей.
- Как открыть органическое сельское хозяйство в Беларуси? Лайфхаки от фермера Константина Чичиры
- Органическое фермерское хозяйство в Беларуси: как начать и остаться с прибылью?
Надежда Соболевская, владелица первого беларусского интернет-магазина фермерских и органических продуктов «ЭкаЕжа».
— Очень важно, чтобы он коррелировал с европейскими нормами для органической продукции. Если этого не будет, то сложно станет работать и поставщикам органических товаров из Европы, и беларусским производителям. Это существенный момент для всех, кто уже сейчас занят в данном секторе.
- Литовский эксперт: «По эффективности органическое сельское хозяйство соразмерно интенсивному»
- Перспективно для экспорта: беларусскую органическую продукцию узнают за рубежом
Точность формулировок и европейская ориентация
Дмитрий Лутаев, специалист по органическому сельскому хозяйству, владелец личного подсобного хозяйства:
— Пока могу высказать только своё мнение, поскольку законопроект ещё буду изучать. Более года назад в качестве эксперта я участвовал в его подготовке, и мы изложили своё видение будущего документа.
Самое важное — то, что закон даёт определение: органический продукт — только тот, который сертифицирован как органический. Этого ждут от закона все фермеры в Беларуси.
Надо, чтобы все понимали: например, биокефир — продукт не органический, это продукт, который содержит бактерии. Все подобные эпитеты на этикетках («био», «эко» и т.д.) — это только реклама, без сертификации продукт не может называться органическим.
Закон вводит некоторые рычаги, которые гарантируют то, что это органический продукт, и в нём должны быть механизмы, которые этому помогают. Тогда беларусские органические продукты будут признаны остальным миром. Это принципиальные вещи, я сказал бы, бескомпромиссные.
Кроме того, сам закон не заработает, пока государственные организации видят только экономию при его внедрении. Это было ключевым требованием Минфина: принятие закона не должно повлечь новых расходов госбюджета. Но тут нужно взаимопонимание: если фермеры ждут дотирования, поддержки и т.д., то без расходов не обойдёшься. Возможно, при обсуждении проекта в этой части какие-то изменения внесут.
В любом случае мы ещё только в начале пути. И в процессе подготовки проекта мы старались не изобретать велосипед, а сделать закон, в максимальной степени аналогичный европейскому. Для того, чтобы органические продукты из Европы признавались органическими у нас, а беларусские органические продукты признавались таковыми в Европе.
Вот российский закон об органике совершенно самостоятельный, ориентирован сам на себя. Но мы не живём на необитаемом острове, у нас рядом граница — Литва, Польша, рынок ЕС. Поэтому не дословно, но по сути — сертификация, соблюдение протоколов — мы старались сделать беларусский европейский закон. С этого всё начинается. А молоко мы будем производить или морковь — не важно. Главное, что будет гарантия того, что продукт органический, а любые риски и возможности его загрязнения сведены к нулю.
- Органическое сельское хозяйство в Беларуси: далеко ли до Европы?
- Органическое сельское хозяйство в США: американский опыт на экспорт в Беларусь
На кону взвешенные решения
Елена Гузенко, кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии НАН Беларуси:
— Наши аграрии очень осторожно относятся к подобным новациям. Нам не всегда годятся европейские модели. В частности, это связано с особенностями климата, с тяжёлыми глинистыми почвами высокой плотности. В Беларуси невозможно их не перепахивать, растение в таком случае просто не вырастет, а по экологическим требованиям этого делать нельзя (Дмитрий Лутаев тоже на это указал: «Требуется сохранить целостность почвенного слоя, но каким образом это делать, не регламентировано. Это производитель сам решает». — Прим. ред.).
Может быть, лучше выбрать подходящие территории: начинать там, где подходят условия, где более качественные земли — на юге страны; подобрать определенные виды растений.
В части применения биопрепаратов для защиты растений мы только «за». К таким средствам сейчас большой интерес во всём мире — мы видели это недавно на международной выставке. В нашем институте разработан такой препарат на основе микроорганизмов — «Профибакт».
Органическое земледелие — это многосторонний вопрос. Нужно проводить полноценные собственные объективные исследования, потому что модели других стран у нас не будут работать.
В любом случае обсуждать проект закона нужно очень ответственно и без спешки, вносить изменения и дополнения продуманно. Мы стараемся подходить к таким серьёзным вещам очень тщательно. Например, однажды при обсуждении законопроекта о животноводстве выяснилось, что проводить генетическую экспертизу можно без генетиков. Мы внесли замечания и добились того, чтобы этим занималась не просто лаборатория, а аккредитованная лаборатория. Известны случаи, когда для органического производства брались генно-модифицированные виды растений.
У нас, к сожалению, биологи с аграриями не очень дружат, но при обсуждении закона нужно прийти к единодушию, всё просчитать, продумать и вводить в практику поэтапно. И важно, чтобы люди научились все эти правила органики соблюдать, иначе закон не будет работать.