29.04.2017 / 13:04

В последнее время в Беларуси приобрела широкое распространение практика зарыбления водоёмов. Кто и зачем это делает? Какие есть научные обоснования для таких работ, и какие результаты можно ожидать? Зелёный портал разбирается в ситуации.

Зарыбление — одна из возможностей восстановить рыбные запасы водоёма после катастрофической гибели рыб. Отравление обитателей озёр и рек сбросами промышленных отходов, пестицидами с полей, стоками с навозохранилищ, гибель рыбы вследствие заморов, вызванных изменением химического состава воды, в настоящее время приобретают характер глобальной проблемы.

Рыб различных видов выпускают в водоёмы Беларуси несколько столетий. С 2014 года в стране появились новые возможности для зарыбления — после вступления в силу новых Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утверждённых указом №551.

По сравнению с прошлой редакцией правил в новой конкретно прописано, что именно должен сделать арендатор для того, чтобы взимать плату с рыболовов. Чтобы продавать путёвки на платное любительское рыболовство, необходимо не только оборудовать лодочные станции, причалы, автостоянки и прочее, но и зарыблять рыболовные угодья в соответствии с биологическими и рыбоводно-биологическими обоснованиями. Кроме того, как пояснил в 2014 году журналисту wildlife.by заместитель председателя — начальник управления охоты и рыболовства РГОО «Беларусское общество охотников и рыболовов» Анатолий Моложавский:

«Раньше по Правилам ведения рыболовного хозяйства и рыболовства фонд запаса мог зарыбляться только за счёт местного бюджета. Новые правила поставили членов БООР в более выигрышное положение, чем остальных рыболовов. Нам можно заниматься подводной охотой, троллингом (лов с судна на дорожку) и использовать в 2 раза больше крючков — до 10 штук. Остальные рыбаки должны применять не больше 5 крючков! А такое послабление означает, что необходимо вложить и свои средства, и силы в развитие рыболовства. Мы настояли, чтобы в пункте 97 правил прописали, что фонд запаса имеют право зарыблять также за деньги БООР и иных источников, не запрещённых законодательством».

 

А надо ли?

Однако возникает логичный вопрос: а следует ли зарыблять реки, например, Припять? Его корреспондент Зелёного портала адресовала директору мозырьского экологического фонда «За чистую Припять» Сергею Козлову. Он пояснил, почему зарыблять надо:

«В последние годы в Припяти значительно упал уровень воды. Исчезли многие места, где раньше нерестилась рыба: щука и другие виды. В таких условиях для поддержания численности популяции рыб нужно проводить зарыбление».

Госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте поясняет, что зарыбление в Беларуси проводится «для повышения продуктивности водоёмов и водотоков, улучшения качественного состава уловов. А иногда — для восстановления численности редких и исчезающих видов. В первую очередь зарыбляются те водоёмы, кормовые ресурсы которых используются не полностью либо потребляются малоценными видами рыб».

 

Согласно обоснованию

Зарыбление водоёмов в Беларуси регулируется законодательством. Для проведения этой процедуры необходимо рыбоводно-биологическое (или биологическое) обоснование. Его могут разработать по заказу специалисты, к примеру, Института рыбного хозяйства или Института природопользования НАН РБ для каждого конкретного водного объекта, исходя из состояния экосистемы.

Нельзя допускать зарыбления видами неместной фауны некоторых типов озёр с уникальным и уязвимым биоразнообразием. Вся вновь вселяемая рыба должна иметь ветеринарное свидетельство.

Предусмотрена государственная экологическая экспертиза по проектам рыбоводно-биологического, биологического обоснования зарыбления рыболовных угодий.

Самовольное зарыбление водных объектов запрещено. Нарушители этого требования могут быть оштрафованы на сумму до 20 базовых величин — физическое лицо и от 100 до 500 базовых величин — юридическое.

 

Кто, где и сколько?

С 2014 года инициатором зарыбления наших водоёмов в большинстве случаев стал БООР. Его подразделения в регионах определяют социально значимые для выпуска рыбы озёра и реки. А само зарыбление, которое проводит общество за счёт собственных средств, полученных от уплаты членских взносов рыболовов-любителей, направлено на восстановление рыбных запасов, улучшение видового состава рыб, удовлетворение права граждан на бесплатное любительское рыболовство.

В 2015 году БООР зарыбило 16 водоёмов страны. Выпустили 100 000 особей рыб. А в 2016 году — уже 22. В водохранилища, озёра и реки вселили около 30 тонн различных видов рыбы (свыше 100 000 особей рыб).

Основные выпускаемые виды: сом, линь, карп, белый амур, серебряный карась, стерлядь, карп, белый амур, толстолобик и щука. На последнюю приходится половина вселяемой БООРом рыбы.

Зарыблением водоёмов занимаются также государственные природоохранные учреждения, национальные парки и заказники. Пополняют рыбные запасы Припяти щукой и судаком в национальном парке «Припятский». В 2015 году в 14 озёр национального парка «Браславские озёра» выпустили более 2 млн личинок щуки, ещё в 5 — 4600 двухлетних карпов.

Из редких аборигенных видов природные водоёмы зарыбляли лишь стерлядью и угрём.

В 2015 году в озеро Свирь национального парка «Нарочанский» выпустили более 4500 особей молоди угря.

В настоящее время этот аборигенный обитатель нарочанских водоёмов не может, как раньше, совершать миграции по рекам в море и обратно, к местам размножения из-за изменённой человеком гидрологической сети.

Стерлядь выпускали в Припять в 2010, 2011 и 2016 годах.

Для борьбы с зарастанием Свислочи в черте Минска в 2011 и 2014 годах в реку выпустили около 6000 особей белого амура и толстолобика, а также несколько тысяч серебряного карася и щуки.  

Неоправданные траты

Насколько оправданы траты на проведение зарыбления? В одном из интервью заместитель председателя — начальник управления охоты и рыболовства РГОО «БООР» Анатолий Моложавский затруднился ответить на этот вопрос. Специальных исследований на данную тему не проводили.

«Те мероприятия по зарыблению водоёмов, которые регулярно реализовываются в стране, эффект дают. Если бы такового не было, никто денег не вкладывал бы», — отметил Анатолий Моложавский.

По его словам, лучше потратить средства на рыбопосадочный материал и зарыбить водоём, чем выяснять эффективность этих действий. А оценивать результаты должны другие организации и институты.  

Примером того, как не надо проводить зарыбление, может быть случай на Припяти в Мозыре осенью 2016 года, когда щуку и стерлядь выпустили на верную гибель.

Подобная практика часто вызывает замечания учёных-ихтиологов и общественности. К примеру, чтобы действительно восстановить в Припяти обычную там в прошлом стерлядь, надо систематически выпускать тысячи половозрелых особей на протяжении 5-10 лет и вести мониторинг восстанавливаемой популяции.

Наиболее популярные в настоящее время для зарыбления виды: карп, серебряный карась, белый амур, два вида толстолобиков и их гибриды — являются чужеродными для фауны Беларуси.

Как сказал недавно в интервью доктор биологических наук Виталий Семенченко, заведующий лабораторией гидробиологии Научно-практического центра НАН РБ, ведущий отечественный специалист по инвазивным видам, несмотря на то, что карп не абориген, его активно используют для зарыбления, в том числе и естественных водоёмов.

«Это делается для того, чтобы повысить их рыбопродуктивность. В Европе, например, выпуск в естественные водоёмы карпа и серебряного карася уже давно запрещён, поскольку со временем эти виды вытесняют аборигенные. Фактически наше государство взвешивает ущерб и выгоду, но при этом не думает о проблемах, которые неизбежно возникнут в будущем», — отметил биолог.

В Беларуси уже есть примеры, когда преднамеренное зарыбление водоёмов чужеродными видами рыб привело к локальной катастрофе в экосистеме. В середине 1990-х толстолобиком и белым амуром зарыбили Большие Швакшты в национальном парке «Нарочанский». Вместо предполагаемого очищения озера и пополнения его рыбных запасов новыми «ценными» видами произошло нарушение природного баланса. Вода «зацвела», и водоём начал зарастать. Количество рыбы аборигенных видов значительно уменьшилось, стало меньше раков.

Озеро не восстановилось до настоящего времени.

Недавно появилась информация, что на территории национального парка «Нарочанский» возле озера Рудаково планируется создать пруд для разведения осетровых рыб. Вода из него с продуктами жизнедеятельности осетровых будет попадать в уникальное по своим характеристикам Рудаково. Это может вызвать разрушение его хрупкой экосистемы, опасаются учёные.

В естественных водоёмах национальных парков «Браславские озёра», «Нарочанский», согласно их планам управления, намечены мероприятия по содействию распространения «промысловых», «ценных» видов рыб и выборочные отловы «малоценных» рыб аборигенных видов.

Такой подход противоречит целям и задачам по сохранению биоразнообразия нацпарка.

В число ценных промысловых видов рыб у нас обычно включают чужеродных карпа, белого амура, толстолобиков, получение икры и мальков от которых хорошо отработано в рыбхозах.

Автор:
Фотограф:
wildlife.by, orsha.eu, Дмитрий Сыроквашка, braslavpark.by, Ольга Ежова, Андрусь Гаёвый, Алексей Колесников / minsknews.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость