Об этом говорится в исследовании Бюро ООН по снижению риска стихийных бедствий (UNISDR) и бельгийского Центра исследования эпидемиологии катастроф (CRED), пишет КоммерсантЪ.
Более половины жертв природных катастроф за последние 20 лет погибли из-за землетрясений. Самым смертоносным стихийным бедствием стало землетрясение 2010 года на Гаити (унесло жизни 229 699 человек). В первую тройку по числу жертв попали землетрясение и цунами в Индонезии в 2004 году (182 136 погибших) и тропический циклон Наргис в Мьянме в 2008 году (139 515).
Летняя жара 2010 года в России заняла седьмое место и привела к гибели 55 736 человек.
C 1996 по 2015 год зарегистрировано 7056 стихийных бедствий. При этом количество геофизических катастроф: землетрясений, цунами и извержений вулканов — осталось практически таким же, как и в предыдущие два десятилетия, а число бедствий, связанных с погодой и климатом (наводнения, бури), увеличилось более чем в два раза (с 3017 до 6392). Больше всего из-за природных катастроф страдают страны с низкими и средними доходами на душу населения: на них приходится 90% человеческих жертв.
А если такие итоги подвести для Беларуси?
Консультант по климатической политике Товарищества «Зелёная сеть» Анастасия Бекиш отмечает, что ураган в июле 2016 года и циклон «Хавьер» со снегопадами — это самое разрушительное, с чем сталкивались беларусы. Такого масштаба бедствий, как торфяные пожары 2010 года в РФ, в Беларуси не было. Система оповещения пожароопасных ситуаций у нас работает гораздо эффективней на этом историческом этапе.
— Во время торфяных пожаров в России люди не сгорели, а погибли от смога, повышенных температур... Пострадали в основном пожилые люди, у которых были сердечно-сосудистые заболевания. Проявлось такое явление, как преждевременная смертность. Это одно из последствий изменения климата. Люди сталкиваются с экстремальными погодными условиями, у них усугбляются проблемы со здоровьем. В Беларуси, как и везде, растёт температура. Летом учащаются засухи, встречается экстремальная жара. По югу усыхают хвойные леса. Вопрос в том, как мы с этим справимся. Например, следует адекватно планировать города, заботиться о озеленении, чистом воздухе, уменьшении количества автомобилей. Тогда люди будут меньше страдать. Сейчас все эти факторы практически не учитываться. Надеюсь, в ближайшем будущем работа в данном направлении начнёт проводиться.
Анастасия Бекиш подчёркивает, нам нужно работать на опережение катастроф — это одна из мер адаптации к климату.