Сегодня малым и средним предприятиям (МСП) Беларуси принадлежит небольшая доля в ВВП страны — 25%, но к 2020 году её планируется довести до 50%. Соответственно, возрастёт роль экологизации производств и цепочек оказания услуг этим видам бизнеса.
Основная проблема МСП, которые и рады были бы внедрить практики устойчивого ведения бизнеса и «зелёные» технологии, — ограниченный ресурсный потенциал, дефицит квалифицированных кадров и профессиональных знаний. Кроме того, зачастую малый бизнес ошибочно считает, что охрана окружающей среды сопряжена с техническими сложностями и большими затратами. Если крупные предприятия могут себе позволить собственную экологическую службу и различные дорогостоящие программы модернизации, финансируемые по специальным льготным схемам, то многие небольшие компании борются за выживание, и экологичность производства у них не является приоритетом.
Повестка дня семинара содержала в себе две цели:
- помочь в укреплении государственных стратегий, направленных на поощрение экологических нормативов и «зелёных» бизнес-практик для МСП;
- стимулировать диалог между правительством и бизнесом о преимуществах устойчивого производства.
На семинаре представили пособие по экологизации МСП на основе опыта ЕС. Оно призвано помочь правительствам стран Восточного партнёрства разработать ключевые инструменты содействия компаниям в соблюдении требований природоохранного законодательства и внедрения экологичных методов ведения бизнеса.
— Мы хотим увидеть активность бизнес-сообществ, интересна ли им вообще тема экологизации и внедрения «зелёных» технологий? — озвучила задачу мероприятия Наталья Жаркина, начальник управления аналитической работы, государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды. — Меняют ли они свой взгляд в соответствии с европейскими трендами? Ведь во всей цепочке функционирования предприятия и реализации товаров и услуг есть много экологических компонентов: что используется для производства, какая вода, сколько образуется отходов, расходуется энергии, сертифицирована ли продукция и т.д.
На встрече мы презентуем также пособие по экологизации в странах Восточного партнёрства. По Беларуси пока нет детальных отчётов в этой области. Однако можно провести исследования с учётом нашей специфики и национальных особенностей, которые помогут понять, что необходимо улучшить, чтобы предприятия внедряли экологические технологии, может, нужно уменьшить административное давление.
— «Улучшить» — это, например, налоговые льготы?
— Это комплексный вопрос. Здесь много аспектов. С одной стороны, у малого предприятия должно быть понимание, что есть экологические требования, необходима мотивация. Сегодня выслушаем примеры других стран, что-то возьмём себе на вооружение.
— Сейчас нам есть, чем похвастаться, — продолжает Наталья. — У нас создана система упрощения мер по отношению к малым предприятиям невысокой группы риска. Например, инструкция по обращению с отходами разрабатывается для них в более урезанном объёме, чем для крупных предприятий. Разрешения на обращения с отходами не обязательны для тех производств, которые образуют только коммунальный мусор. Другой пример: если работает котельная мощностью до 100 кВт, то разрешение на выбросы не оформляется.
В таком составе (с представителями бизнес-сообществ — прим. автора) проводится первая встреча. Мы нацелены на диалог, хотим услышать обратную связь от бизнеса и понять, чего им не хватает, в чем мы сегодня, возможно, не дорабатываем, где зарегулированы какие-то нормы.
— Как происходит диалог министерства и бизнеса?
— Нормативные акты находятся в свободном доступе. Любая бизнес-общественность имеет возможность с ними ознакомиться. Наиболее активные представители бизнеса даже входят в составы рабочих групп. Такие мероприятия, как сегодня, делают диалог более тесным. Может оказаться, что у нас и нет никакого камня преткновения, и сегодняшние нормы вполне оправданы.
— Какая мотивация у малых и средних предприятий, чтобы идти по пути экологизации?
— Сегодня в рамках проекта международной технической помощи проходят исследования с целью изучить, какие нам нужны финансовые механизмы стимулирования, чтобы бизнес более активно внедрял у себя «зелёные» технологии. В этом плане мы делаем на малые и средние предприятия большую ставку, чем на крупные компании. Потому что, несмотря на серьёзный административный ресурс и большой бюджет корпораций, малый бизнес гибче, более динамично меняет свою деятельность, может перепрофилироваться, быстрее внедрить инновации. У нас уже есть ряд пилотных проектов, где произошло внедрение новых технологий.
Был объявлен конкурс «зелёных» инициатив, мы получили более 150 заявок, выбрав из них 16. Наибольшая активность была в области биоразнообразия и экологического туризма — это как раз сфера малого и среднего бизнеса.
На семинаре продемонстрировали ряд примеров успешного внедрения «зелёных» технологий в малых предприятиях: энергоэффективность вентиляции — в ЧПУП «Паветрик Плюс», древесные плиты — в ОДО «Уладар», солнечные панели — в ОДО «Кличев АПС» и другие.
Участники ответили, какого идеального результата можно было бы добиться в будущем.
— В качестве итога процесса экологизации нам хотелось бы видеть разработку не только стратегических деклараций, но и конкретных инструментов, направленных на применение «зелёных» практик, — говорит Евгений Мазур, руководитель проектов в Экологическом директорате Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). — Процесс экологизации — это не изобретение велосипеда. Это адаптация уже существующих инструментов, которые идут на поддержку малого и среднего предпринимательства. Это введение определенных критериев в уже существующие механизмы информационной и финансовой поддержки. Кроме того, мы ожидаем более активного вовлечения природоохранных органов в процесс содействия «зелёным» практикам, а не только регулирования и контроля с их стороны.
Одним из факторов, тормозящих внедрение «зелёных» технологий на малых предприятиях, как отмечали на семинаре, является низкий уровень их информированности о комплексе мероприятий по охране окружающей среды. Корреспондент Зелёного портала задал вопрос: «Где можно в компактном и понятном виде получить всю информацию о программе содействия? Проводятся ли какие-то информационные кампании по этой теме»? В ответ был назван портал «Свое дело», который оказалось непросто найти в интернете. Позже, заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Дмитрий Красовский признал, что и сам затрудняется найти этот сайт.
Свои впечатления озвучил и один из целевых представителей того самого малого бизнеса — Михаил Шавельзон, вице-президент Беларусского союза предпринимателей:
— Мы послушали представителей правительства, нам понятно, куда мы идём. Надеемся на плодотворное сотрудничество в этом направлении, потому что все хотят нормально жить, и здесь наши интересы совпадают с государственными. Я не могу сказать, что я весь такой эколог (смеется), многие вещи для меня новы. Но мы занимаемся проектами, которые имеют большой эффект в том числе в экологическом плане. Поэтому мне было интересно понять, что в этой сфере вообще происходит.
По поводу обратной связи малого бизнеса c министерствами Михаил был довольно осторожен:
— У государства и предпринимателей одна цель — повышение благосостояния беларусских граждан. При этом растёт реализация товаров, которые мы производим. Но видение, как этого добиться, у нас своё, и наш опыт (а он огромен — с 1988 года) стоит тоже учитывать.
— Ваши предложения не всегда учитываются?
— Я сказал бы даже, что они редко учитываются, к сожалению. Хотелось бы, чтобы этот опыт больше пригодился нашей Родине. В Беларуси три союза предпринимателей, и между ними нет разногласий. Мы обычно пишем правительству от имени трёх союзов. Сам семинар нам понравился, мы услышали много интересного, кое-что предложим в дальнейшем. Даже если учтут треть наших пожеланий — мы будем счастливы.
Справка:
* Проект «Экологизация экономики в странах Восточного партнёрства» («EaPGREEN») представляет собой крупную региональную программу, которая реализуется Европейской экономической комиссией Организации Объединённых Наций (ЕЭК ООН), ОЭСР, ЮНЕП и ЮНИДО и направлена на оказание содействия 6 государствам Восточного партнёрства (ВП) Европейского союза: Армении, Азербайджану, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине — для осуществления этими странами перехода к «зелёной» экономике. Она финансируется Европейской комиссией, четырьмя организациями-исполнителями и другими донорами.
Основной целью программы является оказание содействия странам ВП в достижении эффекта «декаплинга», отражающего несогласованность трендов экономического роста, с одной стороны, и деградации окружающей среды и истощения ресурсов — с другой. Компонент программы, за реализацию которого несёт ответственность ЕЭК, направлен на содействие использованию стратегической экологической оценки (СЭО) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в качестве важнейших инструментов планирования в целях экологически устойчивого экономического развития.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: