06.04.2017 / 16:04

Минск может лишиться всех деревьев на бульваре по улице Ленина. Из-за повреждений в нижней части ствола, дупел от неправильной обрезки и гнили 11 из них, а также в сквере на площади Свободы вырубили 2 недели назад. По оценке кампании «Городской Лесничий» Товарищества «Зелёная сеть», оставшиеся деревья тоже со временем удалят.

оординатор кампании Игорь Корзун считает, что это закономерно:

«Сейчас нет смысла устраивать пляски с бубном вокруг оставшихся деревьев. Нужно выбрать из них три самых здоровых и объявить памятниками природы, истории и культуры, относящимся к послевоенным 1950-м годам. Выбрать и растить как можно тщательнее, подкармливать и поливать».

 

Альтернативная реальность: план реконструкции, которого нет

В целом же, по мнению Игоря Корзуна, нужен проект реконструкции озеленённой части улицы Ленина, от проспекта Независимости до улицы Интернациональной. В этот проект мог бы также войти сквер на площади Свободы.

По его словам, 2/3 оставшихся на бульваре насаждений имеют такие же проблемы, как и удалённые. Потому вместо больных деревьев лучше посадить новые и относиться к ним бережно.

«На место прутиков (которые частично посажены сейчас. — Прим. ред.) посадить взрослые деревья высотой более 5 метров. Они должны быть одинаковыми, со сформированными кронами. И тогда никто не будет задавать вопросы. Конечно, когда вместо 12-метрового дерева сажают 1,5-метровое, недовольными будут все», — говорит он.

Но пока такой документ никто не разработал.

 

В чём проблема деревьев в городе?

Проблемы деревьев Минска системные, особенно те, которые касаются повреждений техникой и последствий неправильной обрезки. Примеры можно видеть на Машерова, Киселёва и проспекте Независимости, вдоль других улиц.

«Это касается большинства взрослых деревьев в возрасте от 40 до 60 лет. Половина из них через 5 лет будет удалена», — заостряет внимание Игорь Корзун.

Оценка подтверждается данными общественного картирования зелёных насаждений Минска. Например, в прошлом году, нанося на карту молодые деревья за Национальной библиотекой, волонтёры обнаружили: 90 из 120 молодых деревьев повреждены триммерами.

Карта с данными находится на сайте «Городского Лесничего». Там указаны деревья, зелёные зоны, а также места, где производился топпинг в 2016 году. Постепенно будут добавлены слои с информацией о повреждениях в результате работы с техникой (тракторов, триммеров и т.д.), карта приживаемости саженцев.

Источники повреждений неизвестны, но предположительно они появляются при стрижке травы или, как в случае с бульваром, — после реконструкции и использования слишком крупной техники вместо специализированной малогабаритной.

В целом, на взгляд Игоря, состоянию деревьев в городе уделяется мало внимания:

«Они («МинскзЗеленстрой». — Прим. ред.) только констатируют: дерево в ненадлежащем состоянии. Но когда его последний раз подкармливали, вычищали крону от загущенности, делали дренаж в дуплах? А при строительно-ремонтных работах никто не инструктирует рабочих о том, насколько бережно они должны обращаться с этим деревом».

 

Засаливание корней: саженец погибает за 1-3 года

Кроме того, срок жизни взрослых и молодых деревьев сокращают неблагоприятные условия, в частности засоленность почвы.

«Когда в последний раз поднимался вопрос об использовании щадящих антиобледенительных агентов в городе? Ведь мы тратимся на деревья, а потом «Горремавтодор» посыпает улицы солью, — отмечает Игорь Корзун. — И вся соль очищающими машинами сметается на обочину, где располагается корневая система молодых деревьев. Деревья погибают за 1-3 года. После их удаляют».

Бороться с засоленностью можно с помощью специальных методик, например, промывая почву водой в тёплый период. Полив должен проводиться не раз в месяц, а раз в несколько дней в объёме 2-3 кубометра.

 

Утопия и деревья: откуда мы ушли?

Некогда беларусскую столицу называли зелёным городом, да и сейчас власти стараются соответствовать нормам зелени на человека. Порой, правда, странными методами: включая в зелёные зоны негородские территории наподобие парковой зоны Колодищ.

Минск переменился.

Привокзальная площадь, начало 1990-х
Привокзальная площадь, начало 1990-х

 

После реконструкции в конце 1990-х улица Ленина стала такой, какой мы видим её сегодня. Примечательно, что тогда деревья, которые видно на фото, вырубили и заменили новыми. История циклична
После реконструкции в конце 1990-х улица Ленина стала такой, какой мы видим её сегодня. Примечательно, что тогда деревья, которые видно на фото, вырубили и заменили новыми. История циклична

Минск мог бы измениться не так сильно, если бы мы больше старались: липы, например, растут в городе до 100 лет. А в парках (в том числе Лошицком) живут до 200-300. Но для этого деревьям нужен уход, который сейчас на плечах городских коммунальных служб.

«Пока вы будете отпираться и утверждать, что всё делаете правильно, будете плохо выглядеть, — упрекает их Игорь Корзун. — Ведь общественность всё равно будет верить своим активистам, которые говорят с ними на одном языке».

 

Почему в ближайшее время город таким не будет?

Координатор кампании «Городской Лесничий» подчеркнул: даже при оптимистичном сценарии, если будет проект реконструкции бульвара, городские власти должны посоветоваться с гражданами на общественном обсуждении. Будет ли оно — можно только предполагать.

Изображение на станции метро в Лиссабоне, Португалия
Изображение на станции метро в Лиссабоне, Португалия

Пока же в «Минскзеленстрое» не слишком охотно обсуждают эту тему. Предлагаем вашему вниманию фрагмент диалога со службой по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства. Корреспондент Зелёного портала звонила в кабинет начальника отдела Елены Акулич.

Журналист (ж): — Хотим взять комментарий по поводу вырубки деревьев, которая была на прошлой неделе на бульваре Ленина.

Н (начальник): — Какие деревья? Где?

Ж: — На бульваре Ленина, между сталинскими домами.

Н: — По какому адресу?

Ж: — Бульвар на Ленина, парк имени Янки Купалы. Вот в бумаге написано. Тут написано, что обследование [деревьев] было 21 февраля.

Н: — Какое обследование? Кто его проводил?

Ж: — «Минскзеленстрой», вероятно. Короче, вы не в курсе?

Н: — Я в курсе. Что тут комментировать? [В этом случае] нет ничего такого, это обычное дело.

Ж: — Могли ли что-то сказать по поводу состояния остальных деревьев?

Н: — У нас было обследование согласно плану, есть лаборатория. Какие тут могут быть вопросы? <…> И вообще, я не даю комментариев по телефону.

Автор:
Фотограф:
Антон Мотолько, pixabay.com, Dariuss, Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость