В 2010 году на фоне обострения энергетического спора с РФ в Беларуси был оперативно принят закон «О возобновляемых источниках энергии», заимствовавший лучшую зарубежную практику по развитию «зеленой энергетики». Новый закон гарантировал производителями «зелёной энергии» беспрепятственное подключение к государственным энергосетям. При этом предприятия ГПО «Белэнерго» законодательно обязали выкупать электроэнергию от ВИЭ в течение первых 10 лет с повышающими коэффициентами относительно тарифа для промышленных предприятий.
Такие условия стали причиной настоящего бума интереса к «зелёным» проектам со стороны зарубежных компаний и беларусских предпринимателей и предприятий. Однако темпы строительства в стране солнечных и ветряных установок не обрадовали энергетиков, которым пришлось оплачивать покупку «зелёной энергии» по повышенным тарифам, а значит нести дополнительные издержки.
Под давлением энергетического лобби в мае 2015 году в Беларуси был принят указ президента № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», который заметно ухудшил для инвесторов правила работы в этой сфере. Согласно этому документу повышающие коэффициенты не только дифференцированы в зависимости от вида ВИЭ, но и от параметров установок (их электрической мощности, срока службы оборудования и т.д.). Также этим указом на конкурсной основе были введены квоты на строительство энергоустановок по использованию ВИЭ. Теперь специальная комиссия определяет суммарную мощность «зелёных» установок и распределяет квоты по их видам (энергия солнца, ветра, воды, биогаз) среди желающих поучаствовать в этих проектах.
Несмотря на более жесткую регламентацию условий, новые правил охоту к развитию ВИЭ у инвесторов не отбили.
Сейчас энергетики предпринимают новые попытки ограничить развитие «зелёной» энергии в стране. Подталкивает их к этому скорый ввод в эксплуатацию БелАЭС (оба блока станции должны заработать к концу 2020 года).
Дело в том, что сторонники ядерной энергетики в Беларуси при подготовке обоснования строительства в Беларусской АЭС исходили из того, что к 2020 году электропотребление в стране достигнет 47 млрд кВт.ч. Однако теперь очевидно, что эти прогнозы были чересчур оптимистичными, если учесть, что в последние годы потребление электроэнергии в Беларуси практически не растёт.
Общее потребление электроэнергии В Беларуси в 2016 году, с учетом импорта, составило 36,3 млрд кВт.ч (99,0% к уровню 2015 года). При этом собственное производство электроэнергии снизилось на 2,2% в сравнении с 2015 годом – до 33,089 млрд кВт.ч). В 2017 году благодаря оживлению национальной экономики спрос на электроэнергию чуть вырос. В частности, в I полугодии общее потребление электроэнергии в стране увеличилось на 2% – до 18,295 млрд кВт.ч (в том числе импорт составил 1,06 млрд кВт.ч).
Учтя эти тенденции, правительство Беларуси в декабре 2015 года приняло новую Концепцию энергетической безопасности, в которой прогноз по электропотреблению в 2020 году был пересмотрен. Сейчас он оценивается на уровне 39,9 млрд кВт.ч. Но и это – достаточно оптимистичный прогноз.
Отметим, что БелАЭС в базовом режиме будет производить 18 млрд. кВт.ч электроэнергии. По оценкам Минэнего, доля выработки атомной электроэнергии в общем энергетическом балансе Беларуси составит более 40%, но это при условии, что потребление электрической энергии к этому времени вырастет до 40 млрд кВтч в год (если же оно не вырастет, то – около 50% ). Дисбаланс электрических мощностей очевиден.
При этом, как прогнозируют в Минэнерго, к 2020 году – ожидаемому сроку запуска в эксплуатацию Беларусской АЭС – объём отпуска в сеть электроэнергии от «зелёных» установок возрастёт в 7,4 раза – с нынешних 225,6 млн кВт.ч до 1,7 млрд кВт.ч. Это приведёт к увеличению затрат предприятий «Белэнерго» на покупку электроэнергии с нынешних USD40 млн до USD324 млн, а также к росту себестоимости одного кВт.ч на 1 цент.
По данным Минэнерго, средний тариф, по которому энергетики в 2016 году покупали «зелёную» энергию, составлял 17,69 цента за 1 кВт.ч, в то время как средний тариф по стране – около 12 центов. Сейчас средневзвешенный тариф у производителей ВИЭ составляет 20,2 цента/кВт.ч, а затраты предприятий «Белэнерго» на производство энергии – 6,81 цента.
По данным Минэнерго, в Беларуси в 2016 году суммарная мощность установок ВИЭ, отпускающих электроэнергию в сеть (без учёта организаций ГПО «Белэнерго»), составляла 151,3 МВт, сейчас – 262 МВт, а к концу 2020 года она увеличится до 793 МВт, или в 5,2 раза к уровню 2016 года (а с учётом организаций ГПО «Белэнерго» – до 950 МВт).
Начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Минэнерго Сергей Гребень на пресс-конференции 5 октября пояснил, почему эти тенденции вызывают озабоченность энергетиков. По его словам, если сейчас беларусская энергосистема может «проглотить» генерируемую ВИЭ электроэнергию, то к 2020 г, с вводом АЭС, сделать это будет гораздо сложнее.
«Установки на ВИЭ могут массово вбрасывать практически нерегулируемую энергию, и её надо каким-то образом поглощать. Чтобы это сделать, мы должны приостанавливать работу наших станций, хотя они модернизированные, энергоэффективные», – сказал С.Гребень.
Кроме того, как отмечают чиновники, после ввода БелАЭС для обеспечения баланса мощностей объединённой энергосистемы в ночные часы отопительного период потребуется остановка всех конденсационных энергоблоков, а также частично и теплофикационных. Минэнерго считает такую ситуацию недопустимой. Поэтому и потребовалась корректировка законодательства по развитию ВИЭ.
Стимулы для «зелёной» энергии урежут
Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик на Беларусском энергетическом и экологическом форуме в Минске 11 октября сообщил, что в Беларуси изменения в нормативную базу по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) нужны для сбалансированного развития энергосистемы после ввода БелАЭС.
В конце сентября этого года на совещании в правительстве обсуждались изменения в указ президента от 18 мая 2015 года № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии». Правительство их поддержало. Предложения намерены реализовать.
По имеющимся данным, проектом указа предусмотрено снизить срок применения повышающих коэффициентов на электроэнергию, приобретаемую от объектов ВИЭ, создаваемых в соответствии с инвестиционными договорами, заключёнными до принятия указа № 209, на период превышения срока создания таких установок. В проекте также заложена норма, предусматривающая поставку электроэнергии от объектов ВИЭ по истечении 10-летнего периода со дня ввода их в эксплуатацию по графикам, согласованным с предприятиями «Белэнерго».
Кроме того, предполагается, что в Беларуси с 2018 г электроэнергию от установок ВИЭ, созданных на основе бывшего в эксплуатации оборудования, энергосети будут покупать только с применением стимулирующих коэффициентов. Это же касается и электроэнергии от установок, введённых в эксплуатацию с 2018 г в рамках реализации проектов международной технической и иностранной безвозмездной помощи.
При этом проектом указа предусмотрена возможность передачи по сетям энергоснабжающих организаций электроэнергии от объектов ВИЭ своим структурным подразделениям.
Чиновники в один голос утверждают, что никто в Беларуси не собирается сворачивать развитие «зелёной энергетики» – речь всего лишь идёт о сбалансированном развитии энергосистемы после запуска БелАЭС. Время покажет, к чему приведёт очередная корректировка правил развития ВИЭ, которых приносят в жертву атомной энергетики.
Задачи в области энергосбережения в Беларуси на 2016-2020 годы
В 2015 году доля ВИЭ в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов в Беларуси составляла 5,5%, к 2020 году этот показатель должен увеличиться до 6%. В энергетическом балансе Беларуси ВИЭ к 2030 году должны составить 8%, природный газ – 52%, ядерная энергетика – 12%.
В Беларуси доля ВИЭ в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов к 2025 года должна увеличиться до 7% с нынешних 5,9%.
Согласно прогнозным данным, суммарная установленная мощность беларусской энергосистемы на конец 2020 года составит порядка 14000 МВт, в том числе электростанции организаций ГПО «Белэнерго» и АЭС будут составлять около 12180 МВт, локальные источники – 1826 МВт, из них на базе ВИЭ – 854 МВт. При этом суммарная мощность ВИЭ составит порядка 7% от общей установленной мощности энергосистемы.
Поезд в прошлое
Роль атомной энергетики в мире неумолимо снижается. Как бы нам не хотелось получить свой дешёвый атом, отгородится от мировых тенденций вряд ли получится. Реалии таковы, что стоимость ядерной энергии постепенно растёт. Сроки эксплуатации атомных станций весьма велики — 40-60 лет. При этом цена киловатт-часа с альтернативных источников падает буквально наполовину каждые 5 лет. При таком прогрессе через каких-то 10 лет АЭС будет дорогостоящей игрушкой, выключить которую станет дороже, чем было построить, пишет Зелёный портал. Так стоит ли запрыгивать на подножку поезда, уходящего в прошлое?
***
Экологическая общественность Беларуси и Литвы неоднократно требовала от официального Минска безусловного исполнения решения Совещания сторон Эспо ЕЭК ООН по Беларусской АЭС. Отечественные экологи требуют немедленно остановить строительство Островецкой АЭС. Резким критиком АЭС выступает и Литва, у границ которой строят станцию. Польша и Литва уже заявили, что не будут покупать электроэнергию с Островецкой АЭС. На сайте Министерства иностранных дел Литвы опубликовали брошюру «#ОстровецОпасный: 10 причин, по которым беларусская атомная электростанция — это большая проблема».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый за 30 лет! Реактор для Беларуси делает завод-новичок «Росатома» (расследование)