Представители общественных организаций, госорганов и УП «Минскзеленстрой» встретились на ОКЭС в ноябре. На повестке дня стояла концепция озеленения Минска и проблемы, связанные с растительным миром. Два докладчика — юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров и координатор кампании «Городской Лесничий» Игорь Корзун — рассказали об актуальных, на их взгляд, вопросах.
Кто виноват, что обрезка неправильная?
Вопрос бессистемной обрезки городских деревьев давно на слуху. Ещё в июне представители Минприроды говорили, что ожидают появления правил от Министерства ЖКХ. Но пока, по словам юриста ОО «Экодом» Григория Фёдорова, нормативный акт отсутствует, а ситуация зачастую выглядит так, будто «в штате ЖЭС отсутствуют специалисты соответствующей квалификации».
В организации, специализирующейся на обрезке, с таким утверждением не согласны. По словам руководителя службы по благоустройству и содержанию объектов зелёного хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелики Пузанковой, правила существуют и утверждены МинЖКХ ещё в 1996 году.
При этом, как отметил председатель Минского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк, на Партизанском проспекте всё равно есть факты неправильной обрезки деревьев.
«Было бы правильно, если бы этим вопросом занялись специалисты УП «Минскзеленстрой», — подчеркнул чиновник, ссылаясь на их компетентность.
Можно отстраниться от спора и вспомнить, как специалисты комментируют эту ситуацию в менее напряжённой атмосфере: проблема в отсутствии лицензирования и в том, что часть работ выполняет не «Зеленстрой».
Капремонт: деревья сохранят, если вы настоите
Следующий вопрос, озвученный на ОКЭС, касался вырубки деревьев. Подход к определению их аварийности юрист называет крайне субъективным. Широк диапазон решений при капремонте жилых домов: от почти полного сохранения до почти полного удаления.
«Случаи почти полного сохранения деревьев и кустарников обычно связаны с активной позицией местных жителей», — уточняет Григорий Фёдоров.
На это увещевание «Зеленстрой» ожидаемо напоминает: все процедуры проходят согласно закону, дерево может признать аварийным только специалист, а за удаление и посадку несут ответственность сотрудники предприятия. Они же каждый раз готовят справку о выполнении техусловий.
Почему сохнут газоны?
К зелёным насаждениям относятся также газоны, на которые обратил внимание Григорий Фёдоров. По мнению юриста, на их счёт прозрачных правил тоже нет:
«Это приводит к нарушениям, как косьба в 7 утра в воскресенье или в 22 вечера в будний день, а также к таким проблемам, как усыхание газонов и приведение их в неудовлетворительное состояние из-за слишком частого кошения в жару при отсутствии полива», — говорит он.
По словам представителей УП «Зеленстрой», на время осуществления работ влияет сугубо график рабочих и погода, а полив газонов можно не заметить, потому что иногда он происходит ночью.
Архитектура парков: уместна ли сакура?
Отдельной темой является управление парками. При озеленении не учитывается их существующая архитектура, считает Игорь Корзун:
«Территории используются для компенсационных посадок, что ведёт к нарушению архитектурного ансамбля и ландшафтной композиции», — замечает он.
В качестве примеров он назвал парк Дружбы народов, где произведены компенсационные посадки на северной террасе и посажена сакура. В парке вдоль Слепянской водной системы по ул. Карбышева посажены деревья у пешеходных дорожек. В сосновом бору парка Челюскинцев не удалённые вовремя ростки ясеня и клёна превратилась в рослые деревца: их высота часто превышает высоту сосен, из-за чего последние гибнут.
- В Минске вырубили очередной парк
- В Минске продолжают уничтожать деревья: следующим стал полувековой тополь на площади Победы (+видео)
Статистика: как прирастает озеленённая территория?
По мнению представителей НГО, городу также не хватает первого яруса озеленения, то есть кустарников. Мало статистики, сколько деревьев и кустарников, посаженных на территории Минска в 2010 году, выжили и сохранились через 5 лет — к концу 2015 года.
УП «Зеленстрой» порекомендовал искать всю информацию о зелёных насаждениях в публичном доступе.
Пререкания вызвал вопрос о том, правда ли, что прирост озеленённой территории на жителя обеспечивается лишь включением в границы Минска пригородных лесопарков. Общественность высказала сожаление, что при удалении зелени в городе никто не обращает внимания на стоимость экосистемных услуг.
Итоги ОКЭС: активнее информировать и подумать над обрезкой
В итоговом протоколе ОКЭС есть рекомендации городского комитета природных ресурсов. Согласно им, УП «Минскзеленстрой» и его районные подразделения должны усиленно следить за обрезкой и не допускать повреждения или уничтожения деревьев. И ещё подумать, стоит ли закрепить в документах требования к обрезке.
Всем заинтересованным, в том числе Минскому городскому комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды, УП «Минскзеленстрой» и его районным подразделениям рекомендуют активизировать «информационную работу по вопросам обращения с объектами растительного мира».
Юрист: «война» плохо влияет на озеленение
Помогут ли бурные дебаты Минску стать более зелёным — неизвестно.
По мнению Григория Фёдорова, между участниками ОКЭС нет взаимопонимания: общественные организации видят как непрофессионалов, от которых исходят лишь одни проблемы:
«Представители общественности пишут жалобы, не желают в субботники высаживать кусты и деревья, где им укажут, — цитирует юрист и добавляет, что «Зеленстрой» очень неохотно делится с общественностью цифрами и фактами о своей деятельности.
«Такое «состояние войны» отрицательно сказывается на озеленении города», — подытоживает он.
«Минскзеленстрой» за диалог, но обсуждений не проводит
В комментарий по телефону УП «Минскзеленстрой» не захотели обсуждать ОКЭС и диалог с общественностью, подчеркнув, что общаться с горожанами не входит в их обязанности:
«Мы — производственное предприятие, которое выполняет практическую часть. Работаем лишь по проектам, которые уже прошли общественное обсуждение», — ответила руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелика Пузанкова.
Организация работает также по проектам, обсуждение которых не проводится, как в случае с компенсационными посадками.
Исключение — ответы на обращения граждан или обсуждения объектов, заказчиком которых является сам «Зеленстрой». Например, танцплощадка в парке Челюскинцев, для которой собирали мнения граждан:
«Предложения были разные, но что-то можно почерпнуть. Пусть идея сырая, но её можно доработать и включить в план», — делится чиновник.
Получается, что сама идея обсуждения с горожанами предприятию не чужда. Факт теоретического согласия отмечен и в итоговом протоколе ОКЭС.
- Эколог из Австралии Дэвид Браун: «Не знаю города, который нуждался бы в деревьях сильнее, чем Минск»
Бурные разночтения: получится ли объединить специалистов?
Координатор кампании «Городской Лесничий» Игорь Корзун считает, что диалог необходим, а интересы совпадают.
«В чём-то мы не согласны, но проблемы решаем одни и те же», — говорит он.
В целом, по словам Игоря, системная проблема лишь одна: «Зеленстрой» принимает решения о способе озеленения, не имея подходящих специалистов. Тем не менее он уверен, что улучшить ситуацию можно с помощью более плотного сотрудничества представителей разных областей, от ботаников до архитекторов, через создание некоего «клуба» для систематических встреч.
«На моё предложение «Минскзеленстрой» ответил, что я оскорбил их словами о сотрудниках, которые являются не профессионалами, а всего лишь чиновниками, — рассказывает координатор кампании. — Да, я так сказал. Это чрезмерно эмоциональное заявление было реакцией на обращение с деревьями в городе весной 2016 года — тотальную обрезку.
Я приношу свои извинения за некоторую несдержанность. Если бы «Минскзеленстрой» принял их и был готов к дальнейшему сотрудничеству, мы смогли бы более эффективно работать над созданием концепции озеленения города».