01.11.2016 / 18:11

На мировом рынке возобновляемая энергетика впервые превзошла уголь по совокупной установленной мощности, а солнечная энергия стремительно дешевеет. Даже в соседней России уверены, что к 2024 году получать энергию из ветра будет не дороже, чем из полезных ископаемых. И только Беларусь пока не определилась с приоритетами. Здесь по-прежнему верят, что АЭС поможет энергетической независимости, и тратят на неё деньги, сокращая расходы на возобновляемую энергетику.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), 23% вырабатываемой в мире энергии приходится на возобновляемые источники. А установленная мощность ВИЭ в 2015 году впервые превысила количество энергии, полученной из угля.

  • Но приоритеты Беларуси не соответствуют мировым тенденциям. Декларируя дифференциацию, на деле мы сокращаем расходы на возобновляемую энергетику, отдавая приоритет атомной.

 

Меньше 1%

Отечественные энергетики утверждают: развитие ВИЭ в нашей стране происходит по рыночным законам и в соответствии с возможностями национальной экономики, о чём они говорили на XXI Беларусском энергетическом и экологическом конгрессе. При этом основную часть энергии сегодня получают из природного газа (92%).

Остальная часть идёт из возобновляемых источников. Среди них более 90% составляет древесное топливо, а в общей структуре доля био-, ветро- и солнечной энергии суммарно не превышает 0,6%.

 

Государство хочет закупать «зелёную» энергию дешевле

Темпы развития альтернативной энергетики в Беларуси, вероятно, уменьшатся. 13 сентября 2016 года в Минэкономики приняли документ, согласно которому энергию от ВИЭ государство будет покупать дешевле: снижаются повышающие коэффициенты для всех видов, повышается лишь для ГЭС. А на энергию солнца и ветра, по словам энергетиков, предложение и так больше спроса.

Новые коэффициенты применят с 1 января 2017 года. Энергетики признались, что в существующем виде развитие ВИЭ слишком дорого:

«Мы не от хорошей жизни ввели квотирование, но если будет экономическая целесообразность — всё можно поменять», — убеждён Александр Сивак, заместитель генерального директора ГПО «Белэнерго». По его словам, так «мы ищем оптимальный путь. При этом, несмотря на то, что весь мир сегодня отказывается от показавшей свою неэффективность и небезопасность ядерной энергетики, беларусские энергетики относят АЭС к альтернативным источникам энергии.

 

Коэффициенты ещё раз пересмотрят после ввода АЭС

Начальник управления экономики «Белэнерго» Вячеслав Дубовик отмечает: даже с учётом снижения коэффициентов альтернативная энергетика привлекательна для инвесторов: «В дальнейшем коэффициенты необходимо будет пересматривать с учётом ввода в эксплуатацию АЭС».

Трезвый расчёт позволит избежать злоупотребления возобновляемой энергетикой, тем более что регулятором тарифов выступает Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Объём покупки энергии от возобновляемых источников на 2016-2018 годы определён в размере 215 мВт на все виды. Заявки на следующий год уже получены облисполкомами и до 1 декабря будут распределены на следующую трёхлетку. Распределение проходит ежегодно на последующие 3 года.

 

$36 млн заплатят потребители за ВИЭ, сколько за АЭС — неизвестно

Энергетики проиллюстрировали, насколько дорога энергия от ВИЭ.

  • В 2015 году в Беларуси потребили 173 млн кВт*ч от ВИЭ, в 2016-м ожидают более 280 млн кВт*ч. Затраты на энергию растут: с 1,5 млн долларов США в 2008 году до 31,1 млн — в 2015-м. В 2016-м ожидается почти 50 млн, к 2020-м — 275 млн долларов.

Кстати, в 2016 году произвести тот же объём на источниках «Белэнерго» будет дешевле. Разница между стоимостью энергии от ВИЭ и обычной составит 36 млн долларов США и, по словам Дубовика, ляжет на плечи потребителей.

А вот ляжет ли на плечи потребителей кредит на АЭС, энергетики пока не знают:

«Про тарифы [после ввода первого энергоблока АЭС] информацией пока не располагаю, — ответил Вячеслав Дубовик. — А по поводу цены: за какой счёт будем отдавать кредит, то и повлияет на величину тарифа для населения».

 

В «Белэнерго» расстроены экономией энергии

На развитие возобновляемой энергетики влияют не только забота государства о разумных тарифах, спрос и предложение рынка. Как следует из слов энергетиков, важно соотношение спроса и потребления энергии. При вводе АЭС производство вырастет, и ВИЭ могут ограничить, тем более что энергопотребление падает.

Александр Сивак сожалеет, что «оптимистичный прогноз по потреблению энергии» в Беларуси в размере 47-49 млрд кВт*ч к 2020 году не оправдывается:

«Думаю, мы потребим на 7-8 миллиардов меньше, и это скажется на развитии нетрадиционной, «зелёной» энергетики, — говорит он и уточняет: — Понимаете, потребление падает, а мощности наращиваются».

В 2017 году потребление прогнозируется в размере менее 36 млрд кВт*ч.

 

«Все учитывают только свои интересы»

Вопрос ввода АЭС в целом более сложен, чем кажется. Ответственность за строительство перекладывается и на бизнес.

Для урегулирования суточного графика нагрузки в Беларуси собираются ввести до 2020 года 1000 мВт электрокотлов, потратившись на развитие сетей, особенно в небольших городах.

Начали происходить и довольно абсурдные вещи. Так, завод с иностранным капиталом «Кроноспан» в Сморгони установил свою когенерационную установку мощностью 17,6 МВТ. Руководство предприятия энергию с АЭС в расчёт на взяло, потому что произвести самим дешевле, за что и получило выговор.

«Если я правильно понимаю, «Белэнерго» и Минэнерго не согласовывали эту станцию, — высказался по поводу установки заместитель генерального директора «Белэнерго» Александр Сивак. Хотя, согласно законодательству, устанавливать ВИЭ для собственных нужд можно вне установленных квот. — Строительство таких дополнительных источников [как установка] с точки зрения субъекта хозяйствования благо, но почему-то все субъекты учитывают только свои интересы».

 

«А где вы видите рынок?»

От представителя ассоциации «Возобновляемая энергетика» прозвучала реплика о том, что на рынке так себя не ведут. На что Александр Сивак парировал: «А где вы видите рынок?»

Очевидно, что на развитие атомной энергетики в Беларуси влияет не рыночная, а плановая экономика. По крайней мере, на уровне замгендиректора «Белэнерго».

Таким образом, экономическая целесообразность БелАЭС в очередной раз под вопросом. Сложно будет продать электроэнергию за границу, спрос со стороны частного бизнеса непостоянен, а потребление уменьшается. Видимо, многовекторность в Беларуси дастся кому-то из субъектов хозяйствования непросто.

Автор:
Фотограф:
tc.by, Карл Рихерс
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость